
Родился не в рубашке, а в кольчуге
Еду знакомиться. Уже более года Влад Филин является пациентом Республиканского реабилитационного центра в Петровском районе Донецка. Здесь парня знают все. Спрашивают, кого я пришла проведать, а услышав имя Влада, несколько человек указывают его палату.
Как настоящий офицер, он готовится к моему приходу – бреется, глядя в крошечное зеркальце в палате. А когда я машинально пытаюсь ему помочь и передать полотенце, протестующе поднимает руку. А потом также самостоятельно заправляет постель и предлагает присесть.
– Все делаю сам, это принципиально, – широкой белозубой улыбкой он сглаживает возникшее замешательство. – Обслуживать себя я уж точно в состоянии. Потому что никогда на ноги не встанешь, если все время будешь ждать чужой помощи. А для меня это задача номер один.

Не спешите нас хоронить
А затем началась другая жизнь.
– Врачи мне говорили, что я родился не в рубашке, а в двух титановых кольчугах, если уж выжил после этого. Новая жизнь мне досталась, как подарок. Железяку на позвоночник поставили уже в Москве, - вспоминает Влад. – Но результаты успешно проведенной операции в клинике Бурденко были напрочь перечеркнуты недостаточным вниманием врачей в реабилитационном периоде, в итоге – я выжил, но из-за очень запущенных пролежней у меня начался остеомиелит - как известно, болезнь медицинской халатности. И чудом не довели до ампутации тазобедренного сустава, а это бы означало быть прикованным навеки к инвалидному креслу. В России меня признали безнадежным и не подлежащим дальнейшему лечению. Ну, нет, не на того нарвались! – сказал я и вскоре был в Донецке. Здесь в, казалось бы, небогатом реабилитационном центре, с йодиками-бинтиками из XIX века, врачи творят настоящие чудеса. Ведь самое главное – они человечны, неравнодушны к пациентам, ведь война затронула очень многих из них лично – у кого погиб отец, у кого – искалечен муж или ребенок... Я после операции в Донецке не только моментально пошел на поправку, вопреки всем прогнозам российских специалистов, но и появились все шансы встать на ноги, сейчас прогресс виден не то что с каждым днем, но и с каждым часом.

Позвоночник Влада наполовину держится на здоровенной металлической пластине, но иные здоровые люди не в состоянии сделать того, что делает он. В первую очередь с единомышленниками и волонтерами парень добился оснащения тренажерных залов центра – ведь это именно то, что дает возможность выздоравливать!
Раньше в тренажерном зале курили и играли в домино
– Раньше это был совершенно пустой спортзал, а пациенты здесь вовсю играли в домино и курили, - рассказывает парень, распахивая двери в один из тренажерных залов и указывая на разнообразные тренажеры. – Но мы вернули залу его истинное предназначение. В другом зале этого центра спинальники занимались на допотопных ватных матрацах, обтянутых полиэтиленом, который постоянно рвался, его «латали» скотчем, а когда матрацы разъезжались под пациентом, и он ощутимо-болезненно ударялся о твердый пол, это было опасно и переломами. Удалось оснастить зал подаренными «Международным комитетом Красного Креста» комфортными татами, а также современными тренажерами для реабилитации, в том числе даже и самодельными. В этом нам очень помог портал «Русская Весна» и лично Анастасия Михайловкая. Собственно, в свою палату я возвращаюсь только, чтобы поспать, остальное время тренируюсь.

– Самое страшное, когда люди ломаются изнутри. Это страшнее, чем сломанные хребет или конечности. Когда врачи мне огласили приговор – навсегда быть прикованным к коляске, я сказал, что встану с нее. Рано или поздно, но встану, - сила воли его потрясает. - В реабилитационный центр я попал совершенно беспомощным, очень тяжело было даже из кровати на коляску без помощи перебраться. Конечно, тяжело заставить себя заниматься, когда ты не видишь результата. Первые движения в ногах у меня появились далеко не сразу и это было самое тяжелое – заниматься изо дня в день, сцепив зубы, исключительно на волевых качествах, невзирая на кажущееся отсутствие результата. А сейчас появилась чувствительность в ногах, они все сильнее болят, но эта боль меня радует. Это – оживление.

Чисто донецкая реабилитация – лом, бронежилет и черенок от лопаты
Меньше, чем за год он научился сам перебираться из постели в коляску, а с нее – на тренажеры, стоять в коленоупорах, гимнастических брусьях, а еще обходиться без посторонней помощи в обслуживании себя буквально во всем – и в спортзал, и в душ, и в туалет...
Влад разработал собственную методику занятий. Несколько подходов к различным тренажерам – блочному кроссоверу, гимнастическим кольцам, брусьям, где пока неподвижные ноги должны ловить равновесие, приучаясь в будущем держать тело. Регулярные тренировки на разные группы мышц он чередует ежедневно.
– Совсем недавно груз, который я мог в состоянии поднять, был ничтожен, да я не мог даже сидеть ровно без опоры на руки, а занятия мне казались куда сложнее. Но прогресс с каждой тренировкой наступает просто на глазах. И это самая лучшая мотивация. Я применяю уже существующие методики, дополняю собственными.

– Сейчас его вес пока 7 кг, но в будущем буду увеличивать количество пластин, - говорит Влад, облачаясь в броник. - Так мышцы получают дополнительную нагрузку, в результате – улучшение иннервации и прогресс. После первых тренировок в броннике я отсыпался неделю, лежал пластом. Но затем мышцы постепенно привыкли. Используем все, что есть под рукой. Часто приходится что-то делать буквально «из говна и палок» - ну, или назовем это дипломатичнее, «из подручных материалов».
Главное – не сломаться изнутри

При этом Донецкий реабилитационный центр по праву можно считать уникальным – это колоссальный опыт поднимания на ноги поломанных шахтеров, уход и лечение, полноценное питание, врачи – энтузиасты и асы своего дела, громадное физиотерапевтическое отделение, масса спортзалов с тренажерами. Вот только многие тренажеры и электроприборы 70-80х годов, чудом еще работают... А наш бассейн очень давно стоит без воды. Да и срок пребывания здесь ограничивается месяцем, а другой альтернативы не только в Донецке, но по сути и по всей России-то нет. Кстати, сам центр находится в прифронтовой зоне.
– В ночной тишине мы в палатах слышим не только артиллерию, но даже и трескотню автоматов, - говорит Влад. – Бывает, иногда падает рядом такое тяжелое, что срабатывают сигнализации машин в больничном дворе. Тем не менее, сюда даже сейчас приезжают пациенты из мирной России, понимая, что центр дает надежду встать на ноги.
Мог бы помочь другим
Беседуя с Владом, я буквально ощущаю его мощную энергетику, ни суеты, ни истерик, ни жалоб. Такой не только сам на ноги встанет, но и других поднимет, можно не сомневаться. Говорю ему о своей идее – он мог бы помогать другим раненым и вытаскивать ребят на собственном примере.

К слову, спортом он занимался с самого детства – сейчас особенно пригодились ушу, карате, айкидо. Навыки из детства неожиданно ярко всплывают в памяти.

Влад выполняет свою ежедневную тренировку, мышцы мощно ходят под его футболкой. А я смотрю и не знаю, есть ли такие тренажеры, которые воспитывают такую волю, такую веру в себя? И хочется, чтобы Влада услышали наши депутаты, чиновники и все, кто мог бы помочь скорейшему восстановлению раненых ребят.
P.S. Часто говорящие намного больше, чем его слова, фото и видео его занятий можно увидеть в Инстаграме «Шаги к победе» по адресу www.instagram.com/steps4victory - там же и его мысли о выздоровлении, о мотивации, о жизни... Если у вас есть вопросы, или хотите помочь моральной поддержкой, советом, а может быть, даже и делом – не стесняйтесь, пишите, он всегда отвечает.
Юлия Андриенко
#Новороссия #Донбасс #ополчениеДонбасса #солдат #ранение #реабилитация #мужество #силадуха