"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Краткий обзор программы развития флота

В одной из уже публиковавшихся статей, освещавшую дискуссию вокруг перспективного авианосца «Шторм», упоминался один интересный документ под названием«Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года», принятый в 2017 году и вызвавший у ряда либеральных и коммунистических СМИ подлинное удивление и разговоры невозможности осуществления его положений. Документ достаточно любопытный по разным параметрам, посему заслуживает более пристального внимания.

За протокольными фразами о целях и задачах военно-морского строительства сего документа, вступившего в силу посредством президентского указа скрываются следующие тезисы, не звучавшие в нашей стране без малого 30 лет:

1. Однозначный выбор в пользу развития океанского флота с целью контроля Мирового океана и его ресурсов
2. Необходимость удержания второго места по уровню боевой мощи
3. Необходимость наращивания количественного состава ВМФ и совершенствования боевой подготовки
4. Разработка масштабной кораблестроительной программы, включающей в себя мощный надводный компонент, в том числе военные корабли первого ранга
5. Необходимость расширения боевых возможностей Черноморского флота, позволяющих ему проводить боевые операции в Средиземноморье

Теперь остановимся подробнее на каждом из пунктов.

Авторы данного документа, подчеркивая необходимость создания сильного океанского флота, обосновывают это следующим:

-возрастающей хозяйственной ролью Мирового океана в долгосрочной перспективе, его неисчерпанным экономическим потенциалом (пункт 18)
-ростом возможностей стран по развитию собственных ВМС и их возможностями по контролю над Мировым океаном

Таким образом, при будущем истощении ресурсов суши, руководство России планирует включиться в борьбу за его ресурсы, и понимает при этом важность наличия у государства сильного флота. В качестве примера стратегически важных с ресурсной точки зрения регионов, контроль над которыми необходимо обеспечить, названы Каспий и острова Курильской гряды.

Также одной из причин создания океанического флота названы проблемы появления новых центров силы, а также рост напряжённости в мире и возможность применения противоречащих конвенциям ООН методов ведения войны. При этом авторами прямо названы такие регионы риска – это страны арабского востока, Южной Азии и Африки (пункт 27).

Второй основной тезис данного документа – гипотетическое «второе место» по уровню боевых возможностей пропитано с одной стороны, опасением насчет критического отставания от ВМС США при общей антиамериканской риторике (пункт 30 Основ), а с другой – сохранением превосходства над ВМС других стран.

Следует отметить, что данные опасения не беспочвенны, поскольку Индия и Китай, понимая важность ВМС для обеспечения своих интересов в регионе, достаточно близко за последние 10 лет приблизились к уровню российского ВМФ, имея в строю даже авианесущие корабли (в случае Индии это полностью переоснащенный Россией «Викмарадитья», несущий на борту истребители МиГ-29, в случае Китая – переделанный авианесущий крейсер «Варяг»). Кроме того, нельзя не списывать со счетов два самых сильнейших флота Старого Света – английский и французский, имеющие как достаточно сильный корабельный состав, так и опыт проведения операций вдали от родных берегов.

В этой связи возникает вопрос о наращивании количественного и качественного состава ВМФ России – как для поддержания баланса, так и для создания вышеупомянутого океанического флота. В связи с этим возрастает роль как морских сил ядерного сдерживания, так и сил общего назначения, указывается необходимость создания и обеспечения деятельности океанических группировок флота из числа тех и других (раздел 6).

Морские силы ядерного сдерживания – часть ядерной триады Российской Федерации, имеющая на вооружении ракеты с ядерными боеприпасами морского базирования (в основном развитие происходит за счет строительства новых подводных лодок с МБР).

Морские силы общего назначения включают в себя все рода сил ВМФ, применяются для решения оперативных и тактических задач, ведения систематических боевых действий.

Для развития всех составляющих ВМФ в России необходимо принятие соответствующей масштабной кораблестроительной программы, а также развитие кораблестроительного комплекса – пункт 28 в. Вопрос только в том, какие корабли будем строить?

Действующая госпрограмма вооружений (ГПВ-2020) главное внимание уделяет возрождению флота ближнеморской зоны – с тем, чтобы в дальнейшем начать возрождение океанического, который просто не может действовать без эффективного контроля над ближнеморской зоной. В общем, планируется построить до 45 подобных кораблей – фрегатов и корветов. 12 таких кораблей уже вошли в состав Балтийского флота, 8 – в состав Черноморского. Началось оснащение подобными кораблями и нашего главного стратегического соединения на море – Северного флота. Кроме того, полным ходом идет постройка новых кораблей-тральщиков проекта 12700.

Впервые в Основах как в программном документе подобного толка речь также зашла и о развитии кораблей первого ранга с целью придания флоту новых боевых возможностей.

К кораблям первого ранга боевых средств флота принадлежат в первую очередь, большие подводные лодки, крейсера и авианосцы, способные действовать вдали от баз, водоизмещением свыше 10 тысяч тонн.

Следует отметить, что первые шаги в этом направлении уже делаются – корабли проекта 1144 «Орлан» (их осталось три) на сегодняшний момент должны пройти глубокую модернизацию – речь идет об обновлении их ракетного вооружения и радиоэлектроники. На сегодняшний день на верфях Северодвинска ремонтируют «Адмирала Нахимова», на очереди флагман ВМФ России «Петр Великий». Автор также выражает глубокую надежду, что модернизация коснется и «Адмирала Лазарева» (второй корабль проекта), который уже более 20 лет находится в нерабочем состоянии (но вполне еще ремонтопригодный) в консервации в порту Владивостока.

В пункте 42 в качестве приоритетов в области строительства и развития Военно-Морского Флота в среднесрочной и долгосрочной перспективе названы:

-совершенствование и поддержание на высоком уровне морских стратегических ядерных сил в составе группировок ракетных подводных лодок стратегического назначения;
-развитие группировок морских сил общего назначения в целях наделения их функциями по стратегическому неядерному сдерживанию;
-формирование боевого состава группировок сил (войск) на различных стратегических направлениях исходя из самых неблагоприятных прогнозов начала военных действий против Российской Федерации;
-наращивание боевого потенциала Военно-Морского Флота путем строительства и модернизации многоцелевых атомных и неатомных подводных лодок, многоцелевых кораблей, предназначенных для выполнения задач в ближних, дальних морских зонах и океанских районах, самолетов морской авиации, строительства экранопланов различного назначения, а также создания вооружения, военной и специальной техники для оснащения береговых войск.

В части, касающейся развития вооружений, также сказано, что основу вооружения подводных и надводных сил и береговых войск Военно-Морского Флота на период до 2025 года составят высокоточные крылатые ракеты большой дальности, а после 2025 года на вооружение подводных и надводных сил и береговых войск Военно-Морского Флота будут поступать гиперзвуковые ракеты и роботизированные средства различного назначения, в том числе автономные необитаемые подводные аппараты.

Также, с учетом приоритетов строительства океанского флота, планируется создание морского авианесущего комплекса (российскими ОКБ уже разработан перспективный проект «Шторм», относящийся к ударным авианосцам - аналога американского «Нимица»).

И также, с учетом опыта Сирийской кампании, арабских революций и общей нестабильности Ближнего Востока и Кавказского региона, а также устремлений НАТО в Черноморском бассейне речь идет о развитии боевой группировки Черноморского флота. На сегодняшний день ударную силу третьего по численности соединения ВМФ составляет крейсер проекта 1164 «Москва», сторожевой корабль проекта 1135 «Пытливый» и его обновленные собратья проекта 22350, а также ряд неядерных подводных лодок. Этого вполне достаточно для решения задач по поддержанию стабильности в регионе, однако для полноценного ведения боевых действий в Средиземноморском бассейне, где ему придется столкнуться с авианосным соединением ВМС США и потенциальными очагами нестабильности уже недостаточно, а использование в качестве пожарной команды кораблей Северного флота, как показала практика, не всегда оправдано с точки зрения ресурсов и времени.

С этой целью необходимо усиление достаточно неплохой ударной корабельной группировки Черноморского флота по следующим параметрам:
-наличие корабля воздушного прикрытия ударной группировки (легкого авианесущего крейсера)
-совершенствование «москитного флота» с многоцелевыми крылатыми ракетами (по подобию Каспийской флотилии)
-создание постоянно действующего пункта анализа и контроля средиземноморской обстановки с перспективой развертывания в штаб средиземноморской эскадры
-развитие сети тылового обеспечения Черноморского флота с перспективой его развертывания и ведения боевых действий в средиземном море
-увеличение штатной численности морской пехоты Черноморского флота и десантных сил ее доставки.

Обобщая сказанное выше, следует констатировать, что в документе есть один существенный минус: при озвученных тезисах о создании флота, способного действовать на достаточно большом удалении от родных баз и могущего обеспечить военное присутствие России в любой точке Мирового океана –в Основах не сказано, каким именно образом флот будет воевать с противником, будучи ограничен географически (по сути, все четыре Российских флота имеют ограниченное количество мест для выхода в Мировой океан).В одной из наших статей по военно-морской тематике затрагивалась проблема выхода флота из баз для ведения боевых действий в Мировом океане. То бишь не рассмотрен вопрос, каким именно образом флот будет действовать в полномасштабной войне – как минимум, не сказано, как он будут прорываться через заслоны НАТО и какие корабли для этого необходимы. Другой серьезной проблеме нашего флота – минной войне и противоминному вооружению – также не уделено должное внимание. В то же время в первой и второй частях статьи о минной войне указывается на серьезное отставание ВМФ России в этом вопросе.

Вместе с тем, озвучивается, что ВМФ России будет принимать участие в поддержании мира, международной стабильности, указывается необходимость развития Черноморского флота с целью масштабного его использования в миротворческих операциях на Ближнем Востоке (кроме того, существенная часть нового вооружения и новых вымпелов достается как раз не стратегически важному Северному флоту, а именно Черноморскому).

Таким образом, приходится констатировать, что современное российское военное руководство делает упор на создание флота «быстрого реагирования», способного решать различные политические задачи в мирное время (например, миротворческие миссии) в любой точке Земли, а также поддержание стабильности и баланса сил вблизи родных берегов, и именно под эту цель затачивается его корабельный состав – в том числе корабли океанического флота. При этом, как мощный инструмент отражения масштабной агрессии флот пока нельзя рассматривать в ближайшем будущем в силу различных причин. И перекос в сторону развития «флота быстрого реагирования», «жандармского флота», даже несмотря на пропагандистскую составляющую данного документа – лишь следствие текущего положения дел.

Однако несмотря на данную существенную недоработку в документе, принятие Основ означает первые шаги по возвращению ВМФ России из состояния безвременья и быстрой деградации 90-х годов в разряд сильных океанических флотов и соответствие его новым вызовам и угрозам 21 века. Проблема создания сильного океанического флота – дело нескольких десятилетий и не одного поколения в развитии вооружений, требующее больших финансовых, людских и промышленных затрат. При этом государством принимается ряд мер по снижению расходов и ускорения процессов, а также шаги в сторону унификации состава – новые корабли строятся по блочной схеме, также принято решение о создании одного универсального корабля для замены сразу трех разных типов – РКР проекта 1164 «Атлант», ЭМ проекта 956 «Современный» и БПК проекта 1155 «Удалой». Хочется верить, что данные шаги будут способствовать реализации положений программы и послужат на благо отечественного ВМФ.

Н. Залетов

#ВМФ #флот #корабли #ракеты #Россия #военноедело #размышления #проблемы #мнение #авианосец #самолеты #документ #РФ #политика
Tags: #ВМФ, #РФ, #Россия, #авианосец, #военноедело, #документ, #корабли, #мнение, #политика, #проблемы, #размышления, #ракеты, #самолеты, #флот, Военный отдел, Государство Российское, Информация к размышлению и обсуждению
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments