"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Забытые герои Великой войны: Иван Мессер

В Великую войну 1914-1918 гг. появились многие виды техники и вооружений, которые в дальнейшем стали основными для войн ХХ века: танки, самолёты, подводные лодки… В подводной войне Россия не занимала лидирующих позиций, однако, и русские подводники отличились в ней не единожды.

Имя старшего лейтенанта Ивана Мессера известно сегодня, пожалуй, лишь очень узкому кругу знатоков военной истории. Между тем, именно его подводной лодке «Волк» принадлежит рекорд: три потопленных германских судна за один день.

Иван Владимирович был четвёртым, младшим сыном вице-адмирала Владимира Павловича Мессера. Он окончил Морской корпус в 1903 г., а в 1910-м, пройдя переподготовку в Учебном отряде подводного плавания в Либаве, начал службу на подводном флоте. В годы войны он командовал подлодками «Белуга» и «Кайман». В октябре 1915 г. на «Каймане» Мессер захватил в проливе Оландсгаф германский пароход «Шталек» и привел его в порт Мариехамн, бывший базой русских подлодок.

В 1916 г. Иван Владимирович получил под своё начало новую подводную лодку. «Волк» был заложен на стапелях Балтийского завода за год до войны и стал четвертой и последней лодкой в первой серии субмарин типа «Барс» - самого удачного российского проекта того времени. Лодка была вооружена новейшими, самыми мощными торпедами, двумя артиллерийскими орудиями и пулемётом. Команда лодки была практически полностью сформировали из моряков, не имевших боевого опыта.

Уже в первый год плавания «Волк» четыре раза находился на волосок от гибели. 17 мая 1916 г., заметив огни приближающегося парохода, подлодка пошла на сближение с ним. Буквально в последний миг сигнальщик увидел огни миноносца, несущегося с кормы. «Волк» стремительно ушёл на глубину, успев разминуться с выпущенной с миноносца торпедой, которая прошла столь близко, что русские торпедисты услышали шум ее винтов.

10 июня 1916 г. наблюдатель заметил в небе странную чайку, не махавшую крыльями… Молодой моряк не сразу сообразил, что это вовсе не птица, а аэроплан противника… Всё же «Волк» успел уйти на глубину, и семь сброшенных на нее бомб разорвались над нею так близко, что осколки застряли в обшивке лодки.

19 июня «Волк» чудом увернулся от внезапно пошедшего на таран парохода и вернулся на базу со смятыми перископами, но без других серьезных повреждений.

8 июля по пути на свою базу субмарина налетела на германскую гальваническую мину, но она оказалась неисправной и не сработала…

Уже упомянутый день 17 мая стал самыми значимым в послужном списке «Волка» и его командира. На выходе из шведских территориальных вод лодка устроила засаду неприятелю. В ту пору главной задачей русских субмарин были атаки торговых судов, на которых из Швеции в Германию поставлялись железная руда и металл. Атаки эти проводились строго по призовому закону: русские всплывали, останавливали транспорты, определяли по документам принадлежность судна и характер груза, и, если получали право потопить неприятельский корабль, предоставляли экипажу возможность сесть в шлюпки.

Немцы, разумеется, тщательно маскировали свои суда. Тем не менее пароход «Гера» всё же угодил в русскую ловушку. Один из моряков, лейтенант Подерни, позже вспоминал: «- Немец! - слышится сверху. - Всплывай! Сразу на душе становится возбужденно-весело. У всех в глазах пробегает огонек. Вот уже открыт люк, в него на шесте просунут сигнал по международному своду, приказывающий купцу немедленно остановиться. «Бум, бум», - слышатся орудийные выстрелы, сотрясающие корпус лодки, - это мы подтверждаем свой сигнал угрозой. Внизу все кончено, и я вылезаю наверх. Невдалеке от нас, с застопоренной машиной, стоит громадный купец, и на корме у него развевается только что поднятый германский флаг. - Попался, голубчик! - радостно и взволнованно восклицает командир».

После дозволенной эвакуации экипажа «Волк» потопил пароход торпедой.

Следующим в засаду попал пароход «Кольга». Не проявив должного благоразумия, немецкое судно пыталось уйти, но было потоплено русской торпедой.

Третий пароход, «Бианка», не испытывал судьбу и был, как и «Гера», затоплен после эвакуации экипажа.

Таков был первый боевой выход «Волка» и его дотоле необстрелянного экипажа.

Уже 20 июля субмарина достигла нового успеха, потопив груженый железной рудой транспорт «Дорита».

«Волк» стал самой результативной подлодкой на Балтике за всю Великую войну. В те поры о ней ходили настоящие легенды.

После революции пути «Волка» и его командира разошлись. Подлодка оставалась в строю при новой власти вплоть до 1935 г. А Иван Владимирович Мессер вынужден был покинуть Россию. В 1918 г. он уехал с семьей в Архангельск и там вступил в Белую армию. Служил начальником Службы связи флотилии Северного Ледовитого океана, затем - начальником отряда ледокольных судов Северной флотилии и дослужился до звания капитана 1-го ранга.

В 1920 г. капитан Мессер оставил Архангельск, на который надвигались красные полчища, и эмигрировал сперва в Сербию, а затем в США.

Легендарный русский подводник Первой Мировой войны Иван Владимирович Мессер скончался в г. Кливленде (штат Огайо) 16 декабря 1952 г.

Е. Фёдорова

для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/

#Русскаяармия #история #ВМФ #флот #ПерваяМироваявойна #гражданскаявойна #военноедело #подводнаялодка #большевики #коммунисты #революция #Сербия #США #волк #Северныйфлот
Tags: #ВМФ, #ПерваяМироваявойна, #Русскаяармия, #США, #Северныйфлот, #Сербия, #большевики, #военноедело, #волк, #гражданскаявойна, #история, #коммунисты, #подводнаялодка, #революция, #флот, Белое движение и борьба с большевиками, Военный отдел, Государство Российское, Русская армия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments