Для России эта неделя была весьма богата политическими событиями. Однако всё внимание страны приковано к митинговому движению. Наступившее, после недавних митингов, затишье, было прервано показом по НТВ скандального фильма "Анатомия протеста". В целом, кремлёвская пропаганда снова повторила свои затёртые лозунги об "оранжевой опасности". И, как результат – митинг оппозиции 17 марта на Пушкинской площади.
Тем временем, движение "За честные выборы", поставило мэрию перед фактом, что спрашивать разрешения на митинги больше не будет, а также дало понять, что ужесточением закона "О митингах" (власть намеревалась вынести митинги за пределы города) мэрия ничего не добьётся. Если говорить вкратце – власть теряет рычаги, чтобы держать митинговое движение в хоть каких-то рамках порядка.
Но отповедь мэрии – это не последний сюрприз, который преподнесло движение "За честные выборы", вторым подарком для власти стало намерение оппозиции испортить инаугурацию Путина, назначенную на 6 мая, "миллионным митингом". Кроме того, Д. Дёмушкин призвал всех националистов устроить 1 мая шествие в центре Москвы. Власти ожидали подобных вещей, и поэтому вынудили профсоюзы устроить первомайские демонстрации как можно пышнее. Поэтому, 1 мая в Москве и Петербурге стоит ожидать не только массовых "антиоранжевых" шествий с красными флагами и транспарантами "За Путина!", но и чего-то большего…
В самом же митинговом движении всё больше и больше растёт пропасть между сторонниками праволиберального блока и националистами. Д. Дёмушкин уже не раз обвинял либеральных лидеров в нелояльности и даже предательстве. Теперь оба блока решили проводить митинги самостоятельно. Но расхождение между либералами и националистами – это ещё полбеды. В либеральном лагере всё отчётливее наблюдается разделение на два полюса: одни выступают за сохранение форматов митингов, другие – за открытое противостояние с властью. Факт того, что протестное движение с декабря все ещё не сдвинулось с места, в своём интервью объясняет Э Лимонов: "не надо жалеть людей, нам нужна прямая конфронтация с властью." И доля участников движения "За честные выборы" уже начинает потихоньку радикализироваться…
Пока в России власти наблюдают за митингами и ломают голову над тем, как утихомирить народ, на Украине происходит полностью противоположное. В понедельник, 12 марта, был отправлен на нары Ю. Луценко - бывший министр внутренних дел и близкий соратник Ю. Тимошенко. Кроме того, "регионалы" объявили о присоединении к ним "сильной Украины" (председатель – Сергей Тигипко). Ещё немного – и у В. Януковича больше не останется конкурентов в борьбе за власть. Кроме того, уставший от политики украинский электорат не собирается тратить свои силы на поиск новых сильных оппозиционеров. А потому можно говорить: Украина медленно идёт к установлению президентской диктатуры.
Стоит ли малороссам радоваться росту политической стабильности? Но в этой бочке мёда есть ложка дёгтя. На Украине, как и во всех остальных странах СНГ, сохраняется система "красного капитализма", за усилением власти в таких странах следует рост пропрезидентского олигархического клана. Так что Украине, после установления личной власти В. Януковича, придётся столкнуться с переделом собственности и борьбой за власть между соперничающими кланами олигархов. И ЕС уже не будет влиять на политику Украины так, как это было при В. Ющенко.
Политических новостей от Белоруссии обычно никогда не поступает. Эта неделя – не исключение. Белорусские новости говорят о двух вещах: о казни террористов, причастных к взрыву в минском метро в апреле прошлого года, а также о всплывшей работе МВД по сбору доносов преподавателей школ и ВУЗов на учащихся (были разосланы указания и анкеты, в которых надо было указать ФИО учащихся, состоящих в субкультурных движениях и политической оппозиции, а также характеристики на них).
Как ни странно, источником типовых новостей в СНГ является и Латвия. На этой неделе в Риге прошло шествие ветеранов латышского легиона СС, а также акции антифашистов. Хотя последние выступали только с антисоветскими лозунгами и даже под русскими флагами, МИД РФ осудил обоих…
В остальном мире наибольший интерес, как всегда, представляют новости с Ближнего Востока.
Сирийский вопрос на этой неделе получил две новости, способные несколько охладить напряжённость. Во вторник Башар Асад объявил, что 7 мая в стране состоятся парламентские выборы по новой конституции, утверждённой 27 февраля этого года. Кроме этого, Россия, ЛАГ и Башар Асад договорились об урегулировании ситуации. Однако… Нефтемонархии Залива недавно отладили пути поставок оружия и денег сирийским повстанцам. Это не является секретом, чем и воспользовались сирийские власти для расправы с ненавистной им "Аль-Джазирой": корреспонденты катарского канала были обвинены в пособничестве повстанцам, а руководство – в посылке террористов под видом телевизионщиков.
Сейчас Сирия стала ареной борьбы между Западом и нефтемонархиями Залива, а если точнее – между двумя способами решения сирийской проблемы: Запад выступает за продолжение давления санкциями против властей, страны Аравийского п-ова – за радикальное вмешательство на стороне повстанцев и установление исламистского государства. К сожалению, чаша весов клонится в сторону Саудовской Аравии и её друзей.
Не отстаёт по напряжённости и иранский вопрос. На этой неделе против удара по Ирану высказалась Великобритания, мотивируя это тем, что санкции ещё не исчерпали себя, а война с Ираном – это слишком сложное и затратное мероприятие, а для мировой экономики – это крах (из-за блокады Ираном Персидского залива и сокращением поставок нефти). Кстати, нефтяной рынок уже с начала года истерит по поводу надвигающейся войны: цены на это сырьё выросли почти на 10%.
В самом Иране тоже идут разборки. 14 марта парламент вызвал президента М. Ахмадинеджада на допрос. У парламентариев были претензии по поводу неудачной реформы системы социальных субсидий, экономической политики, а также вольницы в кадровом вопросе, которую позволил себе президент. Итог – М. Ахмадинеджад дал такой ответ парламенту, что некоторые его члены пригрозили президенту импичментом за грубость и хамство. Но для президента Ирана это даже не угроза по сравнению его конфликтом за власть с аятоллой А. Хаменеи. Срок полномочий М. Ахмадинеджада заканчивается через год, так что для него вопрос о преемнике стоит куда выше вопросов государственных, тем более что сейчас в Иране идёт нешуточная борьба между сторонниками Хаменеи и противниками клерикалов.
Можно сказать, что эта неделя прошла относительно спокойно. Однако наступившее затишье в болезненных внутрироссийских и мировых вопросах ещё не говорит о разрядке, даже наоборот: в ближайшее время нам стоит ожидать роста напряжения.
Глеб Ходкевич