"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

Православный мир уже не будет прежним

Канун Рождества Христова рубежа 2018-2019 годов войдет во все учебники не только церковной, но и мировой истории. Примерно с таким же знаком, как вошёл День всех святых, в земле Российской просиявших, в 1941 году пришедшийся на 22 июня. Как Великая схизма 1054 года, разрушившая единство Западной и Восточной Церквей. Как кровавая драма 1204 года, когда римо-католические воины-крестоносцы ворвались в православный Константинополь и подвергли его грабежу и поруганию. Как предательские унии 1439 и 1596 годов, разрушившие единство Мирового Православия, чьи ядовитые плоды мы пожинаем сегодня.

Практически все светские СМИ отметили внешний факт - вручение Константинопольским патриархом Варфоломеем «томоса об автокефалии» ряду граждан постсоветской республики, именуемой «Украиной». Однако большинство оценок, данных этому событию (причём с любыми знаками) – лишь верхушка айсберга под названием «РАСКОЛ». С горечью приходится констатировать, что отныне его трещины пролегли не только между канонической Украинской Православной Церковью и украинскими же псевдоправославными сектами. Более того, не только между Константинопольским и Московским Патриархатами. Но между многими Поместными Православными Церквами.

Что же произошло в Стамбуле?

Как и предполагалось ранее, сам «томос об украинской автокефалии», несмотря на искусное каллиграфическое исполнение, на самом деле стал чем угодно, но отнюдь не подлинным томосом об автокефалии. Детальный разбор этого документа показывает, что ни о какой церковной независимости речи в нём не идёт. При формальном включении созданной украинской лжецеркви в диптих Православных Церквей она остается под жёстким контролем Константинопольского патриархата (Фанара).

Можем привести цитату последовательного русофоба и многолетнего сторонника подлинной независимости канонической Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата митрополита Черкасского и Каневского Софрония (Дмитрука):

«Если настоящей независимости не будет, то украинцам не нужно никакого томоса из рук Константинополя.»

Тем не менее «томос» таки был «нарисован». И подписан патриархом Варфоломеем 5 января 2019 года. Не будем в сотый раз повторяться, что турецкоподданный иерарх не имел никакого права вторгаться на каноническую территорию Русской Православной Церкви. Как и говорить о том, что вручен рекомый «томос» был кучке украинских националистов, часть из которых в результате госпереворота 2014 года захватила власть и

нарядилась чиновниками (среди которых, к слову, лишь немногие позиционируют себя «православными»), а другая часть нарядилась священнослужителями, хотя на самом деле таковыми не являются. И как раз таки последний момент в случившемся в эти дни – ключевой.

А теперь внимание! До того, как Константинопольский патриарх Варфоломей играл в укроавтокефалистские игры на политическом поле, раздавая обещания и даже посылая на Украину своих легатов («экзархов»), это было абсолютно антиканонично, но не затрагивало базовых основ христианства. И даже признание «объединительного собора» секты, название которой в последние месяцы варьировалось вокруг целого ряда аббревиатур (ПЦУ-УПАПЦ-ЕПУПЦ-ПУПЕЦ и, наконец, озвученной в самом «томосе» неблагозвучной СЦУ), было деяниями церковно-политическими.

Но именно 6 января 2019 года Константинопольский патриарх Варфоломей совершил вопиющее каноническое преступление, тяжесть которого очевидна для всех воцерковленных православных христиан, хотя бы мало-мальски знающих каноническое право. Произошло следующее: первоиерарх одной из Православных Поместных Церквей совершил совместное «богослужение» с ряженым самозванцем – лжемитрополитом «Епифанием». Божественная Литургия – величайшее Таинство Евхаристии, в ходе которого вино становится Кровью Христовой, а литургический хлеб (просфора) – Его Телом, было не просто профанировано, а кощунственно попрано.

Для человека светского патетичность моих слов может быть недостаточно понятной. И тут, увы, не так-то просто привести точную аналогию. Ведь даже если представить, что какой-то клоун, напяливший на себя маску Главы Государства Российского, смог проникнуть в ней в Кремль и начать принимать ключевые государственные решения, для православного христианина это не столь страшно, как свершившееся сегодня святотатство над Евхаристией – Кровью и Плотью Христовыми.

Таким образом, с сегодняшнего дня, несмотря на то, что официальных церковных решений по этому поводу еще не принято, для любого искренне верующего православного христианина Константинопольский патриарх Варфоломей – раскольник и святотатец. Все же, кто после свершившегося сегодня в Стамбуле беззакония продолжит сохранять с ним евхаристическое общение, также отторгают себя от Церкви Христовой. И об этом в одном из комментариев сегодня уже заявил официальный представитель Русской Православной Церкви заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов.

Традиционно предельно дипломатичный, отец Николай, к слову, прекрасно знающий патриарха Варфоломея лично на протяжении многих лет, на этот раз высказался абсолютно недвусмысленно:

«Патриарх Варфоломей положил конец всемирному православному братству, окончательно утратил право называться «духовным лидером 250 миллионов православных христиан» и присоединился к расколу... Увидит ли патриарх Варфоломей всеправославное признание того, что он совершает сегодня и завтра на Фанаре? Или «вечность» его томоса не превзойдет «вечности» президентства Петра Порошенко, который торжественно упомянут в его тексте в качестве получателя красиво исполненной копии? Мы увидим. Ещё раз: очень жаль. В какой печальный ряд встал ныне патриарх Варфоломей, как уронил высокое достоинство Константинопольского престола, дорогое для нас, русских: ведь это была наша Матерь-Церковь.»

Как быть православным христианам?

И вот теперь каждому из нас, православных христиан, не важно, в России или на Украине, в Грузии или Болгарии, Сербии или на Ближнем Востоке, нужно будет ответить на главный вопрос: с кем мы? С Православной Церковью или с теми людьми, кто лицемерно продолжает именовать себя «православными», но на деле разрушают единство Мирового Православия. Или напрямую поддерживая стамбульских и украинских раскольников, или потакая им молчаливым согласием, продолжая сохранять единство с тем же «Константинопольским патриархатом» (увы, с сегодняшнего дня кавычки здесь становятся необходимостью). И как быть чадам Поместных Церквей, большинство Предстоятелей и Синодов которых ещё не определились?

И вот здесь большая ответственность ложится не на простых прихожан той или иной кипрской, румынской или какой-либо ещё православной общины. А на Церковь Русскую, которая, защищая попранные Фанаром каноны, становится авангардом подлинного Православия. Именно нам сегодня крайне важно настоять на том, чтобы Поместные Православные Церкви разных стран как можно скорее приняли решение: защищают ли они церковные каноны, или же единство с Фанаром для них куда важнее. И если с раскольниками, то приложить усилия, чтобы в каждой из стран, оставшихся без православного духовного окормления, открылись приходы Церкви, к которым могли бы присоединиться православные христиане, не желающие пребывать в возникшем сегодня псевдоправославном расколе.

И в то же время, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы этот раскол ударил по отношениям между народами наших стран. И здесь, помимо активности самой Русской Православной Церкви в лице ее иерархов и клириков, очень важно продолжить выстраивание связей по линиям, которые в современном мире принято именовать «гражданским обществом». Увы, мы слишком часто используем этот термин исключительно в отношении всевозможных либерально-правозащитных, нередко откровенно русофобских структур.

Но в то же время существуют и православно-консервативные организации. Важно понять, что именно это направление сегодня может и должно стать самым важным и эффективным инструментом русской православной «мягкой силы». Противоположной пресловутому «экспорту демократии». Ведь в основе нашей деятельности – подлинная «экспансия любви». В первую очередь той Любви, Которая и есть Сам Христос.

Православная «экспансия любви»

Сегодня у нас возникает реальная возможность показать всему миру, что Русская Православная Церковь — это не «про сапфиры в митрах архиереев», а подлинное стояние в христианской Истине, но вместе с тем и активное социальное служение. Как по непосредственно церковной линии, так и по линии уже упомянутого православного гражданского общества. И именно это и может стать той самой «экспансией любви», которая отнюдь не заслонит делами милосердия строгость православных канонов и христианской аскетики. Как известно, протестанты и римо-католики в XX веке, попытавшись подстроиться под современный мир, только потеряли значительную часть своей паствы. В итоге многие западные христиане остались без чёткого понимания, чем христианство отличается от светского либерального гуманизма и даже ЛГБТ-активизма.

Сегодняшняя ситуация с расколом Мирового Православия и столь откровенным прогибом стамбульских и украинских псевдоправославных раскольников под «наших западных партнеров» позволяет нам наглядно продемонстрировать, что именно Россия остаётся единственной в значительной степени сохранившей свой суверенитет православной страной. Но вместе с тем – страной подлинно христианской, которая может стать истинным маяком для многих стран и народов, осознающих, что сегодня ущемляется их вера, образ жизни и ценности.

А сможем ли мы использовать сегодняшнее «грехопадение Фанара» ради утверждения христианской истины, во многом зависит от нас самих. В любом случае – это именно то, к чему Своих учеников и всех христиан призвал Сам Спаситель, говоря: «Идите, научите все народы». Именно «научите», просветив «Светом Христовой Истины», а не «экспортом демократии» по-заокеански. Именно «научите», а не заставьте, как это пытается сделать, уподобляясь Римскому папе, турецкоподданный иерарх Варфоломей, в своем «укротомосе» прямо указывая, что ему якобы должны подчиняться все Предстоятели всех Поместных Церквей.

Словом, случившееся в эти дни в Стамбуле – важнейший урок и испытание для всех нас. И если мы сможем его перенести без гнева, но со светлой радостью о Рождающемся сегодня Христе, то обязательно победим.

Вспоминая фразу, которую будущий равноапостольный император Константин Великий увидел в небе близ явленного ему Креста перед победоносной битвой: «Сим победим!».

М. Тюренков,

по материалам Царьград-ТВ

#церковь #вера #православие #РПЦ #УПЦ #томос #автокефалия #раскол #размышления #проблемы #современность
Tags: #РПЦ, #УПЦ, #автокефалия, #вера, #православие, #проблемы, #размышления, #раскол, #современность, #томос, #церковь, Вера и Церковь, Гражданская война на Украине, События и комментарии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments