"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Православный мир и Украина: Мрачные перспективы и последние надежды

Проект по расколу Православия на Украине так и не удалось реализовать в полной мере, но война против канонической Церкви продолжается

Украинские раскольники и прочие псевдоправославные сектанты-националисты застыли в ожидании 6 января 2019 года. Именно в этот день, как они давно мечтают, «тыква превратится в карету». А «хрустальная туфелька» в виде «всесвятейшего томоса» об украинской автокефалии будет примерена лжемитрополиту «Епифанию» (Сергею Думенко), главе новосозданной лжецеркви УПАПЦ (ранее предлагались иные варианты наименования — от ЕПУПЦ до ПУПЕЦ), претендующей на монополию «Православной церкви Украины».

Религиозно-политические перспективы Незалежной

Что же это изменит непосредственно на самой Юго-Западной Руси? В земле, ныне именуемой «Украиной» и на уровне государственных и местных властей захваченной русофобами всех мастей (реальных укронацистов среди них немного, но в ненависти к государству российскому украинские чиновники давно переплюнули всех «мазеп», «петлюр» и «бандер»). Мы уже неоднократно писали, что накануне президентских и парламентских выборов ничтожному пану Порошенко выгодно любое обострение конфликта: в Донбассе ли, на религиозной ли почве в любом из регионов Незалежной, главное — найти возможность ввести военное или чрезвычайное положение и отменить выборы.

Но сейчас речь не совсем об этом. И даже не о том, что в ближайшее время, согласно принятому Верховной радой и подписанному Порошенко антицерковному закону, канонической Украинской Православной Церкви придётся перерегистрироваться как «филиал» религиозной организации «государства-агрессора». Попробуем разобраться, каковы перспективы новой секты УПАПЦ, псевдоправославной организации, заявившей, что в её состав уже входит около семи тысяч приходов (у канонической Церкви — свыше 12 тысяч), и что это число стремительно растёт.

О том, сколько в реальности окажется предателей Церкви Христовой, пока говорить рано. Тем более что украинские власти ещё не использовали весь набор методов антицерковной борьбы — кровавых методов, апробированных предшественниками нынешней СБУ из ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Радует, что среди без малого сотни украинских архиереев таковых оказалось лишь двое. Пока. Так, до сих пор не прояснилась позиция митрополита Черкасского и Каневского Софрония, ярого сторонника украинской автокефалии, русофоба, однако противника и ряженых клоунов из бывшего «Киевского патриархата», ныне влившегося в УПАПЦ в качестве основы последнего.

Словом, религиозно-политическая смута в соседней постсоветской республике только начинается. И если в начале 1990-х она охватила только западно-украинские регионы — Галицию (Галичину) и лишь отчасти Волынь и Буковину, — то сегодня перекинулась и на центр Незалежной, и даже на некоторые юго-восточные территории. По всей Незалежной, не без государственной помощи, открываются новые приходы как секты УПАПЦ, так и формально не имеющей отношения к процессу укроавтокефализации, но активно поддерживающей её УГКЦ (униаты или, иначе, греко-католики). Так, первоиерарх УГКЦ Святослав (Шевчук) назвал объединение сект «Киевский патриархат» и маргинальной «УАПЦ» «Божьим даром», подчеркнув:

В этот исторический момент я хочу протянуть братскую руку от имени нашей церкви к новоизбранному предстоятелю (лжемитрополиту «Епифанию» — прим. Царьград) и ко всем православным братьям, говоря, что отныне мы идём вместе в историю — к единству, к правде. Потому что от того, насколько мы сегодня лелеем единство и преодолеваем то, что нас разъединяет, зависит будущее церкви, народа и украинского свободного, независимого, европейского государства.

Минуточку. Ведь, казалось бы, речь идёт об объединении тех, кто на словах именует себя «православными», а значит, хотя бы формально, на словах должен осуждать Брестскую унию 1596 года (за последние четыре столетия принёсшую православным христианам немало горя, крови и страданий) и её последователей в лице УГКЦ. Но! В течение последней четверти века украинские псевдоправославные сектанты уже неоднократно демонстрировали либерально-экуменический подход к униатам.

С одной стороны, спикер бывшего «Киевского патриархата», именующий себя «Евстратием» (Зоря), автору этих слов как-то доказывал, что к греко-католикам и вообще католикам у них те же богословско-канонические претензии, как и у всех православных. С другой — те же персонажи неоднократно участвовали в различных совместных молитвенных действиях с представителями УГКЦ. Особенно когда это касалось поддержки «майдана» 2004-2005 годов («оранжевой революции») и Евромайдана 2013-2014 годов, приведшего к нынешней всеукраинской смуте.

Более того, один из идеологов Евромайдана со стороны греко-католиков, президент Украинского католического университета (нужно отдать должное, очень эффективной и слаженной структуры, готовящей униатские кадры) Борис Гудзяк не так давно прямо заявил, что после структурного оформления УПАПЦ и получения оной «томоса об автокефалии» ждёт её объединения с УГКЦ. Так, Гудзяк готов даже пожертвовать своим греко-католическим епископским саном ради этого единства:

Когда православные будут готовы объединиться с Вселенской католической церковью, я готов уступить свой престол какому-нибудь епископу, который к такому объединению приобщится.

Таким образом, учитывая, что сам новоизбранный «предстоятель» УПАПЦ, лжемитрополит «Епифаний» в телефонном разговоре с пранкерами Вованом и Лексусом уже проговорился и о поддержке западными кураторами создания объединённого раскола, и о том, что созданная лжецерковь «должна отходить от русской консервативной традиции», можно сделать один очень важный вывод.

Как самостоятельная структура УПАПЦ — полное ничто. Её попытка скрестить православную обрядность и идеологию украинского национализма смехотворна и напоминает клоунаду. С другой стороны, существует ментально близкая, но куда более серьёзная и последовательная как в украинском национализме и русофобии, так и в ритуальной, теологически-образовательной, просветительской, издательской и прочей деятельности структура. Это Украинская греко-католическая церковь, та самая УГКЦ, чей глава Святослав (Шевчук) столь комплиментарен к этому совершенно неканоническому (а униаты неплохо знают каноническое право как Римско-католической, так и Православной Церкви) новообразованию.

А теперь, внимание, вопрос: способны ли ужиться в одной берлоге два «медведя»? Нет, речь не об униатском первоиерархе и комическом лидере УПАПЦ. Речь о возомнившем себя «всеправославным папой» турецкоподданном патриархе Варфоломее и реальном Римском папе Франциске. Последний, казалось бы, во всём выражает исключительные «смирение и любовь», при этом всё чаще приемля в свои старческие объятия своего ровесника патриарха Варфоломея.

В то же самое время значительная часть епископата Константинопольского патриархата (Фанара) настроены к Ватикану в либерально-экуменическом духе. То есть юрисдикционно присоединиться к римо-католикам пока не готовы, но восстановить евхаристическое единство — без особых проблем. Ситуация во многом напоминает середину XV века, когда именно Константинопольская Церковь после не слишком утомительных дискуссий отпала от Православия и присоединилась к римо-католикам через Флорентийскую унию 1439 года.

Так что же в итоге может произойти на фоне очередной трагедии Юго-Западной Руси, во многом напоминающей трагедию позднего Средневековья, когда Литовская Русь (Великое княжество Литовское, объединившееся с Польшей в Речь Посполитую) полностью отреклась от Православия и делала всё, чтобы окатоличить западнорусские земли? Конечно, «нашим западным партнёрам» из-за океана Ватикан — отнюдь не кум и не брат. Но куда ближе, чем главный оппонент — Православие и его духовно-политический центр — Третий Рим.

И если Ватикан и Фанар предпримут совместные действия по «интеграции», а частью этой «интеграции» станет объединение УГКЦ и УПАПЦ, то это, безусловно, нанесёт очень сильный удар и по канонической Украинской Православной Церкви, и по всей Церкви Русской, и по всему Мировому Православию. То, что этот проект рассматривается в УГКЦ, — очевидно. То, что УПАПЦ в случае серьёзного решения в западных кабинетах никто и спрашивать не будет, — несомненно. И, наконец, то, что в этом случае раскол не просто объединится механически, как 15 декабря 2018 года, но очень сильно укрепится структурно и идеологически — факт.

Мина замедленного действия под Мировое Православие

Но как подобный сценарий повлияет на весь Православный мир? На все Поместные Церкви и верных им православных христиан, составляющих основу православной цивилизации, удерживающей мир от окончательного падения, а соответственно — воцарения антихриста и начала Конца времён? Заметим, что практически все Православные Церкви в лице своих Предстоятелей и Синодов, прекрасно зная, что происходит на Фанаре и на Украине, демонстративно молчат.

И если до 15 декабря это молчание было вполне понятным, то после непосредственного участия иерархов Константинопольского патриархата в «волчьем соборе» (а именно так, как и «разбойничьими», в древности именовались лжесоборы раскольников) начался несколько растянутый во времени «момент истины». Конечно, его можно растягивать очень долго, и даже после 6 января 2019 года, когда патриарх Варфоломей совершит с лжемитрополитом «Епифанием» совместное богослужение, а потом выдаст последнему «томос» об укроавтокефалии, не обратить на это внимания

Но рано или поздно ответить придётся. К примеру, когда клирик УПАПЦ приедет на каноническую территорию той или иной Поместной Церкви со всем набором документов и «смиренно» попросит совершить совместное богослужение. И если в ряде Поместных Церквей (Антиохийской и Александрийской, Польской и Сербской, Болгарской и Чешских земель и Словакии, а также ряде других) сомнений нет, то иные могут и дрогнуть. И в таком случае Мировое Православие будет расколото куда серьёзнее, чем сегодня.

К слову о только что упомянутой Сербской Православной Церкви. Её сестринское отношение к Церкви Русской известно давно. Но вместе с тем известно, что на её территории существуют два серьёзных раскола, которые требуют исцеления. С одной стороны, это довольно крупная «Македонская православная церковь» (благо, не русофобская и не использующаяся Западом в борьбе против единства Православного мира, однако сам факт существования этого раскола, безусловно, вредит единству Мирового Православия). С другой — маргинальная «Черногорская православная церковь». И на последней стоит остановиться отдельно.

Буквально на днях титулованный русофоб и сербофоб, президент Черногории Мило Джуканович заявил, что намерен добиваться автокефалии и для раскольнической секты ЧПЦ. Со всей очевидностью это заявление он сделал на фоне украинских автокефалистских процессов:

Сербская Православная Церковь очень настойчиво подрывает черногорскую независимость. Я считаю, что необходимо продолжить работу по восстановлению автокефальной Черногорской православной церкви, и государство будет заниматься этим и нести за это ответственность.

В двух словах о том, что такое «Черногорская православная церковь». Это абсолютно такая же псевдоправославная секта, как вчерашний «Киевский патриархат» и сегодняшняя УПАПЦ. Более того, практически с момента своего появления (1993 год — кровавое и страшное время для сербского народа) ЧПЦ находилась в «евхаристическом» единстве с украинскими раскольниками-филаретовцами.

Эта секта всегда была весьма малочисленной, но привлекала в свои ряды всевозможных авантюристов, лишённых сана и запрещённых в служении клириков канонических Церквей и прочих раскольников. То есть, по сути, Мило Джуканович пытается достать из пыльного ящика Пандоры заржавленное оружие против Православия.

Сможет ли он его очистить, зарядить и выстрелить в Сербскую Православную Церковь и её каноническую Черногорско-Приморскую митрополию — большой вопрос. Но сам факт озвученной инициативы уже опасен. Ведь это попытка выстрелить не только в Сербскую Церковь, но и в Православное единство, а главное — в единство с Церковью Русской и государством российским. О чём в интервью телеканалу «Царьград» глава Черногорско-Приморской митрополии, митрополит Амфилохий (Радович) однажды сказал:

У Черногории есть свой исторический и вековой путь. Уверен, что если она хочет выжить и существовать на земле и в Европе, то она не может изменить свой путь. Когда Святой Пётр Второй Ловченский в возрасте 17 лет спросил у Святого Петра Цетиньского Тайновидца: "К кому мне теперь обратиться, что мне делать?", тот ответил: "Верь в Бога и держись России". Это так и по сей день. Перед смертью он сказал: "Да будет проклят и тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякий, кто бы из вас, черногорцев, пошёл против единоплеменной и единоверной нам России. Дай Бог, чтобы у него у живого отпало мясо от костей, и не было бы ему добра в этой жизни и в будущей". Пусть подумают мои братья-черногорцы...

Нет сомнений, пока в канонических Православных Церквах есть такие архипастыри, как митрополит Амфилохий, Мировое Православие выстоит даже после столь сильных политических ударов, которые ему наносятся сегодня. Конечно, сегодня уже не раз раздавались призывы (причём с разных сторон) к военно-политическому разрешению религиозной ситуации в двух ключевых для Православного мира регионах: на Балканах и в землях Юго-Западной Руси. Забывая одно, но самое главное: Промысл Божий о Его Церкви.

М. Тюренков, по материалам "Царьград-ТВ»

#православие #вера #церковь #Порошенко #УПЦ #проблемы #размышления #Украина #гражданскаявойна #будущее
Tags: #Порошенко, #УПЦ, #Украина, #будущее, #вера, #гражданскаявойна, #православие, #проблемы, #размышления, #церковь, Вера и Церковь, Гражданская война на Украине, События и комментарии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments