?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая страница | Следующая страица


60-е годы… Амдерма… Бульдозер беспощадно уничтожает забытые могильные холмики – последнюю память о зэках и ссыльных, нашедших последнее пристанище в этом холодном краю. Вот, очередная могила исчезла с лица земли, а с нею и поблекшая за тридцать лет надпись: Иван Александрович Лойко. Кому какое дело было, что под этой табличкой лежал русский герой – Георгиевский кавалер, ас Первой Мировой войны, конструктор, изобретатель, математик?..

Он родился 6 февраля 1892 г. в деревне Рубилки Минской губернии в семье зажиточного крестьянина. С ранних лет потомственного землепашца манила не земля, а небо. Иван пытался самостоятельно конструировать аэропланы из подручного материала и не видел для себя иного будущего, нежели покорение неба. Окончив Минское реальное училище, он поступил в Алексеевское военное училище и по выпуске в пехотный батальон перевёлся в авиацию.

Звание военного лётчика Лойко получил уже в разгар войны, в 1915 г. Он был зачислен в 30-й авиаотряд, где сразу проявил себя лучшим образом. За 16 месяцев войны (с 1 мая 1915 г. по 1 сентября 1916 г.) он произвел под массированным огнем неприятеля на хрупком «Моране» 156 воздушных разведок продолжительностью более 189 часов. Звание мастера бомбового удара прочно закрепилось за Лойко. Особенно после того, как 24 сентября 1915 г. 10-фунтовой бомбой он снайперски угодил в австрийское полевое орудие, уложив на месте четырех вражеских артиллеристов. Тогда же, в сентябре, группа из трех аэропланов 30-го отряда разбомбила станцию Черновицы, забитую эшелонами. Причём при подлёте к Черновицам в третий раз появились австрийские аэропланы, а с земли самолёт Лойко обстреливался из пулемёта.

17 декабря 1915 г. подпоручики летчик Лойко и наблюдатель Трингам вылетели на разведку вражеских батарей. Снизившись до 1200 метров, они вызвали огонь на себя и произвели результативное бомбометание. С пробитым крылом и поврежденным мотором летчики вернулись на аэродром.

Не менее талантлив был Иван Александрович и как истребитель. Вот, подробности лишь одного из его боёв, приводимые в официальном отчёте за апрель 1916 г.: «Заслуживает внимания воздушный бой 8 апреля, когда на высоте 2300 метров военный лётчик подпоручик Лойко с наблюдателем подпоручиком Скудновым встретили во время разведки над позициями у дер. Топорутце австрийский «Альбатрос» и, сойдясь на дистанцию не более 20 метров, вступили в бой. Противник, находясь на одинаковой высоте, справа и несколько уступом назад, открыл огонь из винтовки, стреляя через стойки и тросы аппарата. Благодаря большей скорости нашего аэроплана, удавалось иногда оказываться перед винтом неприятельского аэроплана, поэтому последнему удалось произвести лишь около 15 выстрелов. Наш аппарат был вооружён ружьём-пулемётом «Мадсена», которое во время боя отказало, и пока наблюдатель осматривал неисправность, был ранен противником в ногу, после этого пришлось лететь домой, так как наблюдатель не был в состоянии продолжать бой».

В качестве истребителя в июле 1916 г. подпоручик Лойко возглавил расквартированный в Румынии 9-й истребительный авиаотряд. 20 сентября он сбил неприятельский аэроплан, 26 – ещё один. 27 декабря Иван Александрович одержал третью воздушную победу… К многочисленным русским наградам на кителе героя добавились румынские ордена Короны и Звезды рыцарской степени.

Побед у Лойко будет ещё семь. В общей сложности он сбил 10 неприятельских машин. В воздушной охоте и сражениях русский ас был неутомим: за лето 1917 г. его налёт составил 107 часов 35 минут. При этом Иван Александрович не имел ни одного ранения. В сентябре 1917 г. он был представлен к награде орденом Св. Георгия 4-й ст. Эта награда в революционной смуте так и не достигла его. Зато достигла другая: присуждённый солдатским комитетом командиру отряда солдатский Георгиевский крест 4-й ст. с лавровой ветвью на ленте. Награждение это свидетельствует, сколь высок был авторитет Лойко среди подчинённых.

Не приняв большевистский переворот, Иван Александрович вступил в Добровольческую армию. Уже в чине полковника командовал 6-м авиаотрядом армии Врангеля. На счету полковника Лойко – блестящие разведки, удачная бомбардировка красного бронепоезда, участие в разгроме конного корпуса Жлобы и боях над Каховкой. Иван Александрович считаясь одним из лучших стрелков и бомбометчиков белой авиации.

Вместе с армией Лойко эвакуировался из Крыма, но жить в эмиграции не смог. В 1923 г. после очередной объявленной большевиками амнистии он вернулся в Советскую Россию. Надо отметить, что на первых порах большевики сдержали слово и после разбирательств действительно амнистировали отважного лётчика, позволив ему вновь служить в авиации. Получив звание майора, Лойко воспитывал будущих советских асов в Борисоглебской школе, писал теоретические статьи в авиационные журналы и конструировал воздушные аппараты. Им было сконструировано несколько планеров, успешно зарекомендовавших себя. Иван Александрович успел жениться, родилась дочь…

А в 1929 г. бывший «золотопогонник» был арестован и осуждён на 10 лет лагерей за «шпионаж»… Разносторонние дарования – знание четырёх языков, талант администратора и конструктора, избавили лётчика от убийственных общих работ. В апреле 1932 г. он принимал активное участие в поисках потерпевшего аварию самолета П-5 № Л-736 Ф.Б. Фариха, который совершал первый перелет Усть-Цильма – Вайгач. За сутки на собачьей упряжке Иван Александрович промчался до р. Коротаихи 150 километров, высматривая с сопок в бинокль заметенный снегом самолет, нашел и спас погибавших от холода и голода летчиков.

Здесь, на Вайгаче Лойко по своим чертежам сконструировал аэросани. Небо не отпускало его… Он участвовал в лагерной самодеятельности, играл в спектаклях, много читал. Лагерное начальство высоко ценило столь ценного специалиста и не раз поощряло его, но в судьбе Ивана Александровича это уже ничего не меняло.

По окончании срока деваться русскому асу было некуда. Его отец был раскулачен и сослан в Сибирь с остальными родственниками. Жена на письма не отвечала. Лойко остался работать в Амдерме инженером-механиком по вольному найму. Увы, молодые советские лётчики забыли его заслуги и не питали к нему ни малейшего почтения. «Сталинский сокол» Водопьянов, с которым судьба свела Ивана Александровича в 1936 г. во время перелета на Землю Франца-Иосифа, подверг его оскорблениям. Истощённый лишениями и унижениями прославленный ас вынести этого уже не смог. Он пытался свести счёты с жизнью, заболел крупозным воспалением лёгких и скончался от его последствий 22 сентября 1936 г.

Е. Фёдорова для Русской Стратегии

http://rys-strategia.ru/

#Русскаяармия #Россия #история #ПерваяМироваявойна #Гражданскаявойна #авиация #самолеты #большевики #коммунисты #военноедело #красныйтеррор #репрессии
ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС ДЛЯ ВОПРОСОВ РУКОВОДСТВУ РОВС
pereklichkavopros@gmail.com

НАШ БАННЕР

Перекличка

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

РОВС

Иванов-Лискин

Страница И.Б. Иванова




Наши Вести

Союз Дроздовцев

ЛГКГП

ПравБрат



Помощь блогеру


Разработано LiveJournal.com