?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая страница | Следующая страица


20 июля 2017 года Указом Президента были утверждены «Основы государственной политики в области военно-морской деятельности на период до 2030 года», заменившие собой действовавший до этого аналогичный документ, принятый в 2012 году.

Данные Основы, за реализацию которых отвечает Правительство РФ, содержат ряд весьма интересных положений, к примеру, в качестве «основных угроз и опасностей» безопасности России в Мировом океане названо «стремление ряда государств, прежде всего США и их союзников, к доминированию в Мировом океане», а также их желание достичь «подавляющего превосходства своих военно-морских сил».

Далее в документе сказано о том, что «Россия не допустит существенного превосходства военно-морских сил других государств над Военно-Морским Флотом и будет стремиться к закреплению его на втором месте в мире по боевым возможностям».

В Основах перечислено также все то, с помощью чего государство планирует добиться выполнения этих целей:

-поддержание боевых возможностей ВМФ на уровне, обеспечивающем ему лидерство в мире;

-развитие и поддержание способности ВМФ к поражению наземных объектов;

-сбалансированного развития ВМФ в целях недопущения исключительного превосходства над ним флотов других держав.

В соответствии с этим в документе прописаны требования, предъявляемые к ВМФ России – раздел этот весьма интересен, поскольку он дает ответ на вопрос, как наш флот сможет соответствовать обозначенной выше цели – закрепиться на втором месте в мире по своим боевым возможностям.

В данном разделе, наряду с традиционным упоминанием о поддержании на высоком уровне группировок подводных лодок с ядерным оружием, впервые в документе такого формата прозвучал тезис о том, что «планируется создание морского авианесущего комплекса (авианосца)», а также о том, что к 2030 году Россия должна обладать на всех направлениях «мощными сбалансированными флотами», способными решать задачи в морской и (что крайне важно) океанической зоне (пункты 45 и 46 Основ).

Не беря на себя смелость рассуждать о правильности всех изложенных тезисов, а также о реализации такой программы, можно констатировать тот факт, что государство, с учетом наличия у внешнего врага сильного флота,

взяло курс на развитие боевых возможностей ВМФ и доведения его до уровня современного океанического флота. И одна из составляющих такого флота – современный авианосец, создание которого предусмотрено Основами, яркое тому подтверждение.

В 2018 году макет будущего авианосца для ВМФ (условное наименование проекта – «Шторм») был представлен ГНИИ им. Крылова для всеобщего обозрения. Во многом корабль похож на американские аналоги типа «Нимиц» и последний советский авианесущий крейсер-недострой проекта 1434.7 «Ульяновск».

На это указывают в первую очередь, большая полетная палуба и наличие трамплина и катапульт, и как следствие способность обслуживать самолеты с разбегом (а не только самолеты вертикального взлета и посадки типа Як-38/Як-41, как это было на авианесущих крейсерах типа «Минск» проекта 1434.1 или как «Си Харриер» на английских авианосцах типа «Инвисибл» и вертолеты), в два раза большие размеры и масса корабля, по сравнению с единственным действующим авианосцем «Адмирал Кузнецов», сопоставимые именно с кораблями класса «Нимиц» и «Ульяновск», а также наличие ядерной установки, позволяющей совершать дальние переходы. Также в СМИ появились сообщения о том, что разработка паровой катапульты уже ведется в НИИ имени Жуковского, а ядерная установка будет протестирована на перспективном эсминце.

Казалось бы, к чему все это? У нас и так уже есть один авианесущий корабль, способный (пускай и с натяжкой) действовать на дальних рубежах, и нужен ли нам еще один, в два раза больше и раз в 5 дороже? Не зря же сказано – «хочешь развалить экономику страны, подари ей авианосец». Итак, есть ли ответ на вопрос, какой именно авианесущий корабль должен пополнить ряды нашего ВМФ, для выведения его в разряд океанских?

Отвечая на него, хотелось бы обратиться к классификации авианесущих кораблей, разработанной нашими вероятным противником, имеющим большой опыт применения таких кораблей – американцами (вначале приводится аббревиатура, затем делается пояснение):

CV – многоцелевой (ударный) авианосец (в том числе CVN – с ядерной энергетической установкой). Предназначены для нанесения ударов по морским целям в море и базах, береговым объектам, высадки морских десантов, обеспечения коммуникаций, управления соединениями кораблей. Основное оружие – морская авиация палубного базирования. Именно такой корабль предназначен для завоевания и удержания контроля на море. Данные корабли получили наибольшее распространение в ВМС США, в период Второй мировой войны и до наших дней.

CVL – многочисленный подкласс авианесущих кораблей, который можно условно обозначить как «легкий авианосец». К ним относится огромное количество построенных разными странами под собственные нужды авианесущих кораблей, не несущих такого количества летательных аппаратов, как их «старшие братья». Круг решаемых задач, у них, уже, чем у ударных авианосцев. Например, легкий авианосец ВМС Индии «Викмарадитья» предназначен для авиационного прикрытия ее ударных кораблей в Индийском океане, или оснащенные истребительной авиацией авианосцы сопровождения ВМС США и Великобритании периода Второй Мировой войны, осуществлявшие прикрытие морских конвоев от ударов с воздуха. К легким авианосцам относится и отечественный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», ввиду его ограниченных, по сравнению с другими ударными авианосцами, боевых возможностей.

СR – крейсера-вертолетоносцы. Основное их предназначение – борьба с подводными лодками на удалении от своих коммуникаций, данные корабли не несут истребители. В Советском Союзе была построена целая плеяда таких кораблей, поздние варианты (проект 1143.1-1143.3) несли также мощное наступательное вооружение и самолеты вертикального взлета и посадки Як-38.

DDH – эсминцы-вертолетоносцы. Данные корабли встречается только в ВМС Японии, где они используются в качестве лидеров эсминцев и борьбы с подводными лодками посредством палубных вертолетов. Теоретически, могут быть переоборудованы под легкие авианосцы с возможностью взлета самолетов «Си Харриер».

LHA – авианесущие десантные корабли. Могут нести от одного до нескольких десятков десантных вертолетов. Основная задача – высадка морских десантов. Некоторые из них, например, американские десантные корабли «Уэсп», могут также быть переоборудованы в легкие авианосцы сопровождения.

Данная классификация построена на основе именно их целевого назначения, а не каких-либо внешних параметров – водоизмещения, размеров, силовой установки и пр.

Из всего длинного списка типов авианесущих кораблей только один –ударные авианосцы, способны выступать в роли ведущего корабля для океанического флота и существенным образом расширить его боевые возможности. Остальные относятся, но с «определенной натяжкой» и существенным образом боевые возможности не повысят – только в определенной узкой специализации, под которую они создавались – противовоздушная или противолодочная оборона, либо высадка десанта. С другой стороны, наличие ядерной силовой установки – единственная возможность для корабля существенным образом увеличить свою автономность. Именно поэтому,

реализуя концепцию создания перспективного авианосца для ВМФ, его руководство выбрало именно многоцелевую ударную его версию.

Итак, наличие в составе ВМФ России многоцелевого ударного авианосца позволит решить следующие проблемы:

Во-первых, проблему вывода на боевые позиции российских ударных подводных лодок – основного ударного компонента ВМФ России (в современных реалиях войны они могут быть, при отсутствии надводного и воздушного прикрытия, просто-напросто «заперты» превосходящим противником в местах постоянной дислокации);

Во-вторых, контроль над обстановкой в районе боевых действий, когда необходимо обеспечить превосходство над флотом противника и отрезать его от мест его базирования;

В-третьих, действие ВМФ в условиях длительного вооруженного конфликта, и как следствие, обеспечение его автономности – далеко не все российские корабли океанской зоны способны на это;

В-четвертых, проблема организации управления эскадрой кораблей вдали от мест постоянной дислокации.

Далее приведены характеристики перспективного авианосца «Шторм»:

Водоизмещение – около 90 тысяч тонн;

Длина – около 350 метров;

Скорость хода – 30 морских узлов (около 55-60 километров в час);

Автономность плавания – 120 суток;

Общее число летательных аппаратов – до 90 единиц;

Ударный компонент авиагруппы – 40-45 самолетов Су-57, Су-35, МиГ-29КУБ, Су-25УТГ, вертолетов Ми-28;

Противолодочный компонент авиагруппы – до 40 противолодочных и многоцелевых вертолетов.

Неавиационный компонент вооружения должен включать зенитные ракетные и зенитные ракетно-артиллерийские комплексы («Каштан», «Кинжал», а также, возможно, и перспективную корабельную версию сухопутного комплекса ПВО С-500 «Прометей»).

Кроме того, необходимо обеспечить корабль всеми видами современного радиоэлектронного вооружения, включая боевые информационно-управляющие системы, навигационные радары и средства связи, таким образом обеспечив ему возможности флагмана соединения кораблей и штаба миротворческого соединения или координатора высадки десантных соединений. Также, крайне необходимо включение в состав авиации корабля

самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, отсутствующих на ТАВКР «Адмирал Кузнецов» - для координации действий базирующейся на нем авиации.

Предполагается, что для реализации пункта 46 Основ, «океанская эскадра ВМФ России» (условно назовем ее так) в составе бригады или дивизии способна будет действовать в новом формате – авианосной ударной группы, куда наряду с новым авианосцем и судами обеспечения теоретически могут войти 1 атомный крейсер типа «Орлан» или ракетный крейсер «Атлант» (здесь кстати, очень благоприятно складывается то обстоятельство, что крейсера «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Нахимов» проекта «Орлан» проходят модернизацию вооружения, после чего не будут уступать американским крейсерам УРО, а на «Атлантах» уже проведена модернизация силовой установки и ракетного оружия). В качестве противолодочного и противовоздушного эскорта предполагается использовать противолодочные корабли «Маршал Шапошников» и эсминцы «Современный» (по 1-2 единицы). Кроме того, в связке с надводными кораблями могут действовать подводные лодки – подводные крейсера «Антей» и многоцелевые подлодки «Щука-Б».

Следует также отметить, что оперативные флоты ВМС США, также строится в формате компактной ударной группы, с ядром в виде многоцелевого авианосца, что позволяет ВМС США свои задачи в отдельно взятом регионе Мирового океана в условиях господства в воздухе, подавляя возможность применения их противником средств доставки своего высокоточного оружия. Сформированная же вышеперечисленным способом океанская эскадра ВМФ России не только позволит решать широкий круг задач в условиях военного времени и миротворческой операции, а ее присутствие в «горячих точках» мира позволит свести на нет безраздельное господство в воздухе американских самолетов, стартующих с полетной палубы авианосцев их оперативных флотов.

Таким образом, озвученная концепция создания авианосца для ВМФ России показывает, что руководство страны на сегодняшний день заинтересовано в наличии в своем составе корабля, способного стать ядром океанских соединений флота и вывести его на качественно новый уровень – флота, способного контролировать заданный район Мирового океана.

Хочется, чтобы все благие начинания не пропали даром, и флот действительно получил современный ударный авианосец, и таким образом действительно бы превратился в ударную силу, способную на эффективное решение любых задач в мировом океане – этим грезили еще советские флотоводцы, закладывая первый в нашей стране корабль такого класса – ТАВКР проекта 1434.7 «Ульяновск»…

P.S. Несколько слов о возможной судьбе ветерана наших авианосных сил – ТАВКР «Адмирал Кузнецов» в случае появления у России нового авианосца. Естественно, для любителей списывать практически новые корабли на металлолом вступление в строй нового авианосца – тоже радостное событие, наконец-таки можно избавиться от старой посудины с устаревшей паросиловой установкой и огромной дымящей трубой, а все задачи возложить на перспективный «Шторм»!

Однако это далеко не так. По-прежнему существует вероятность того, что недалеко от границ России может вспыхнуть конфликт, угрожающий ее интересам. В этом случае «дублер» основного авианосца (в идеале, если он будет переведен на Тихоокеанский флот, с одновременным обустройством там новой военно-морской базы, способной принимать корабли такого класса), сможет оперативно, не дожидаясь прибытия авианосной группировки из удаленных частей света, выполнить задачи по прикрытию развертывания других сил флота против условного противника, либо усилить нашу океанскую авианосную эскадру в местах выполнения боевой задачи.

Николай Залетов

#РОВС #Россия #ВМФ #флот #будущее #размышления #военноедело #АрмияРоссии #авианосец #перспективы
ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС ДЛЯ ВОПРОСОВ РУКОВОДСТВУ РОВС
pereklichkavopros@gmail.com

НАШ БАННЕР

Перекличка

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

РОВС

Иванов-Лискин

Страница И.Б. Иванова




Наши Вести

Союз Дроздовцев

ЛГКГП

ПравБрат



Помощь блогеру


Разработано LiveJournal.com