"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

Арсеналы Шелкового пути – часть l

Реальные образцы китайской продукции военного назначения (ПВН), представленные на всеобщее обозрение на международном салоне «Эйршоу Чайна-2018» (Airshow China 2018), позволяют утверждать, что стратегия развития национального оборонно-промышленного комплекса задает темпы, обеспечивающие опережение ведущих стран Запада и России.

Политика Пекина в приоритетных областях ОПК направлена на усиление геополитического потенциала КНР и на захват доминирующих позиций на мировом рынке вооружений. При этом китайские власти крайне неохотно раскрывают информацию о военно-техническом сотрудничестве с партнерами. Мы, если речь идет о ВТС с КНР, не отстаем. Общая фразеология отечественных пресс-релизов давно выверена, отцензурована и многократно скопирована до такой степени, что может навеять тоску, а какие-либо мысли – вряд ли.
Но разбираться в действиях Поднебесной на рынке вооружений тем не менее надо. Хотя бы потому, что на состоявшемся 6 ноября заседании комиссии по вопросам ВТС РФ с иностранными государствами на это обратил внимание Владимир Путин. «Существенно меняющиеся условия, в которых приходится вести торговлю военной техникой, требуют переналадки привычных подходов и разработки новой комплексной стратегии действий на обозримую перспективу. Словом, в сфере ВТС у нас есть и серьезные достижения, и понимание стоящих перед нами масштабных задач», – заявил президент.

Не корысти ради

Экспорт китайской ПВН вряд ли можно связывать только с получением доходов от продажи оружия. ОПК КНР имеет второй в мире после США национальный рынок вооружений и военной техники (ВВТ). Расходы на оборону в этом году впервые достигли 200 миллиардов долларов. Кроме того, из-за военных санкций западных стран, введенных против Пекина в конце 80-х, китайские предприятия ОПК не испытывают заметной конкуренции на внутреннем рынке.

“Стратегия предусматривает включить в сферу влияния Китая государства, производящие 40 процентов мирового ВВП”
Раньше военный экспорт в КНР традиционно находился на вторых ролях – приоритет отдавался удовлетворению потребностей НОАК, но в последнее десятилетие продажа ПВН играет для Пекина важную роль в международной политике, направленной на усиление влияния в мире и в наиболее значимых регионах. Стремление Китая экспортировать военную продукцию, особенно в развивающиеся страны, – продолжение дипломатии, направленной на укрепление отношений как с государствами, которые видятся стратегическими партнерами, так и с теми, кто может обеспечить экономическую, технологическую или политическую выгоду.

К примеру, рост ВТС КНР и Пакистана, крупнейшего покупателя китайской ПВН, мотивирован, по крайней мере частично, необходимостью для Пекина поддерживать баланс в Азиатском регионе и парировать военное усиление и экономический подъем Индии. В Африке у большей части клиентов Поднебесной в активе богатые природные ресурсы, в том числе нефть, газ и уголь, или же наличие важных торговых путей.

На рынках ПВН развивающихся стран, имеющих, как правило, ограниченные средства на модернизацию ВВТ, получение больших прибылей проблематично. Поэтому китайский подход к экспорту основан на продаже доступной по цене номенклатуры изделий.
А стратегия расширения присутствия на этих рынках тесно связана с инициативой «Один пояс – один путь». Она предусматривает укрепление политической и экономической связи КНР примерно с 70 развивающимися странами Азии, Среднего Востока и Европы, на долю которых приходится до 40 процентов мирового ВВП.

И все же «Один пояс – один путь» обусловлен не только экономикой. Все более очевидно, что Пекин рассматривает эту инициативу как средство усиления стратегического и военного влияния, достижения определенных политических преимуществ.

В этой логике – создание в 2017 году военной базы в Джибути, ключевом районе на Африканском Роге, решение развивать порт Гвадар в Пакистане и аналогичные объекты в Шри-Ланке. Названные страны считаются стратегическими союзниками Китая.

В усилиях по продвижению «Одного пояса» предприятия китайского ОПК играют важную вспомогательную роль. Работая самостоятельно или в партнерстве, они могут предоставлять клиентам военные и коммерческие технологии, продукты, ноу-хау, промышленную помощь в интересах безопасности и развития инфраструктуры. Например, корпорация «Норинко», одна из крупнейших в КНР оборонных компаний, специализирующихся на ВВТ для сухопутных войск, обладает еще и возможностями в таких областях, как добывающая промышленность, коммерческая техника, строительные машины, гражданские взрывчатые вещества и оптико-электронная продукция. Это обеспечивает ей сильные позиции в реализации оборонных проектов и вообще в бизнесе, что в свою очередь приближает к задачам, решаемым как «Один пояс – один путь».

Направления главного удара

Данные Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ) показывают: доля КНР на мировом рынке вооружений последовательно увеличивается каждые пять лет – с двух процентов в 2003–2007 годах до пяти в 2008–2012-м и до шести с 2013 по 2017-й. Китай стал самым быстрорастущим военным экспортером в мире. Для сравнения: за то же время доля рынка, удерживаемая двумя крупнейшими продавцами ВВТ – США и Россией, несколько снизилась. Квота других ведущих игроков, включая Францию, Германию и Великобританию, оставалась относительно невысокой. Кроме Поднебесной, увеличить присутствие на рынке ВВТ за последние два десятилетия удалось только Израилю и Южной Корее.

Еще более впечатляюще выглядит рост числа заказчиков китайской ПВН. В 90-х годах КНР, по данным СИПРИ, поставляла ВВТ примерно в 30 стран, в течение 2000-х – уже в 44, между 2010 и 2017 годами – без малого в 60.

Компании из Поднебесной успешно продают ПВН азиатским соседям, на Ближний Восток, в Африку, Латинскую Америку, даже в некоторые страны Восточной Европы. В последние 15 лет самым крупным клиентом был Пакистан, за ним следуют Бангладеш, Мьянма, Иран, Венесуэла, Алжир, Египет, Судан, Танзания, Шри-Ланка. Среди импортеров китайского оружия – Белоруссия и Словакия, Саудовская Аравия и ОАЭ, Камерун, Нигерия, Перу.

Объем военного экспорта КНР в Южную Азию – Бангладеш, Мьянму и Пакистан свидетельствует о значении, какое Пекин уделяет этому региону. Там реализуется стратегия сделать Индию настолько озабоченной своими соседями, чтобы Нью-Дели не имел возможности, а то и ресурсов для парирования ширящегося регионального влияния и растущей военной мощи КНР.

Стратегия распространяется и на коммерческие секторы, поддерживаемые программой «Жемчужная нить». Речь идет об инвестировании в инфраструктуру региональных портов, за исключением индийских.

Другой важный для Китая регион – Юго-Восточная Азия. Экспорт в этом направлении вкупе с растущими инвестициями в коммерческие сферы отражает усилия по расширению влияния Пекина и отстаиванию его территориальных требований в Южно-Китайском море.

Рост экспорта в ЮВА за последние годы, особенно продажа крупных военно-морских платформ в Таиланд и Малайзию, различных боевых систем в Индонезию, служит подтверждением того, что для названных покупателей очень важны тесные стратегические отношения с КНР, а китайская ПВН еще и весьма привлекательна по критерию «стоимость-эффективность».

Налицо стратегическая экспансия Китая в Африке, представляющей еще один приоритетный регион для инициативы «Один пояс – один путь». По данным Государственной администрации КНР по науке, технологиям и промышленности для национальной обороны (State Administration for Science, Technology, and Industry for National Defense – SASTIND), предприятия ОПК установили связи с 45 из 54 африканских стран. Однако в SASTIND хотели бы дальнейшего расширения этого сотрудничества в ближайшие годы, чтобы поддержать военное развитие государств Черного континента и выстроить их отношения с Китаем на стратегическую перспективу.

Аналогичные проекты с расширением экспорта ПВН реализуются в Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Они подкрепляются инвестициями, объемами торговли и промышленного участия в различных коммерческих секторах, включая транспорт, энергетику, строительство и инфраструктуру.

Об объеме взаимодействия с участниками «Одного пояса» можно судить по данным Авиационной промышленной корпорации Китая (Aviation Industry Corporation of China – AVIC). В 2017 году достигнут рекордный показатель экспорта в размере 96,7 миллиарда юаней (14,1 млрд долл.), что соответствует 24 процентам общей годовой выручки корпорации. Этот успех тесно связан с расширением международной деятельности корпорации, которая, в частности, построила в 28 странах 65 объектов, считающихся жизненно важными для проекта «Один пояс – один путь».

#РОВС #военноедело #армия #Китай #размышления
Tags: #Китай, #РОВС, #армия, #военноедело, #размышления, Военный отдел, Информация к размышлению и обсуждению, События и комментарии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments