"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Забытые герои Великой войны: Василий Янченко



Снежным зимним днём 1918 г. в Новочеркасск прибыл молодой офицер, сразу записавшийся в ряды ещё совсем малочисленной Добровольческой Армии. С ней ему суждено будет разделить весь крестный путь - до самой эвакуации 1920 г…

Офицера звали Василием Янченко. Он не принадлежал ни к аристократии, ни к иным «реакционным» сословиям, да и чин его был невелик - всего лишь прапорщик. Такой человек вполне мог бы занять не последнее место при новой власти. Но есть вещи куда более значимые, нежели происхождение и чин. Такие, как Честь. Такие, как верность Отечеству. И тем, и другим Янченко обладал с избытком.

Он родился 1 января 1894 г. в Никольско-Уссурийском уезде в мещанской семье. В 1913 г. закончил Саратовскую техническую школу по специальности инженер-механик. Осенью 1914 г. добровольцем вступил в Русскую Императорскую Авиацию. Окончив Севастопольскую военно-воздушную школу, Василий Иванович был зачислен в 12-й авиаотряд в звании старшего унтер-офицера.

Уже в сентябре 1915 г. Янченко получил первую награду - знак отличия ордена Св. Георгия 4 ст. Но не за боевые заслуги, а за «за проявленное мужество при чрезвычайных обстоятельствах, позволившее сохранить военную технику и экипаж». При первом же вылете самолёт лётчика загорелся, однако, он сумел дотянуть его до своей территории и посадить, получив при этом ожоги лица и руки.

Вскоре последовала и боевая награда - Георгиевский крест 3-й ст.

В начале 1916 г. Янченко перевёлся в 3-й авиационный отряд прапорщика Ивана Орлова. В паре с ним Василий Иванович сбил свой первый австрийский самолёт-разведчик. Второй самолёт был уничтожен им также вместе с Орловым. «Прапорщик Орлов и прапорщик Янченко вылетели на перехват противника в 09:20 на двух «Ньюпорах», - сообщалось в официальном рапорте. - Настигнув вражеский самолёт в районе Брезжанска, прапорщик Янченко атаковал его, открыв огонь из пулемёта. Мы видели, как аэроплан стал падать, оставляя за собой шлейф чёрного дыма. Прапорщик Орлов попытался преследовать подбитую машину, но в это время на наших лётчиков напали ещё 2 вражеских аэроплана. В ходе завязавшейся схватки наши лётчики вынудили противника ретироваться».

Годом позже в 3-й авиаотряд поступил наблюдателем младший брат Янченко - Михаил. Последний также достойно проявил себя в разведывательных полётах и был награждён Георгиевскими крестами 4-й и 3-й ст.

18 октября Янченко, произведённый в прапорщики, находясь в боевом патрулировании, обнаружил 3 машины противника и атаковал их. Первой очередью он повредил и заставил ретироваться один из неприятельских самолётов, а сам напал на второй, сбив его.

Не менее рискованным дело для отважного лётчика стало испытание новых моделей самолётов, поступавших в его соединения. Эти модели периодически выходили из строя. По счастью, травмы, получаемые при этом Янченко, не были тяжёлыми, однако «гостить» в лазарете заставляли.

7 марта Янченко вылетел на очередную воздушную охоту вместе со своим другом Донатом Макиенком. Лётчики атаковали и уничтожили двухместный самолёт-разведчик. 13 апреля совместно с тем же Макиенком и Юрием Гильшером им были уничтожены ещё два вражеских аэроплана.

20 апреля Янченко получил ранение в ногу, но продолжил службу, совершив в мае-июне 1917 г. 84 боевых вылета.

В июле русский ас добавил на свой счёт ещё четыре сбитых вражеских машины.

В августе из славной троицы русских асов в строю остался лишь Янченко. В конце июля под Тарнополем погиб Юрий Гильшер, а 19 августа во время парного полёта, в результате которого был сбит неприятельский самолёт, получил тяжёлое ранение Донат Макиенок.

Фронт разваливался, друзья один за другим уходили в вечный полёт на небеса. Как и у всякого русского офицера в те дни, на душе у Василия Ивановича было тяжело и сумрачно. Тем ожесточённее бил он врага. 6 сентября во время патрулирования прапорщиком Янченко «в районе Сатанува был встречен самолёт противника типа «Бранденбург», вооружённый 2-мя пулемётами, который сам перешёл в атаку, проявив большое искусство. Постоянно уходя на крутой вираж, не позволял взять себя на мушку». После 20-минутного боя Янченко всё же удалось заставить противника снизиться за линию своих окопов.

20 сентября, сопровождая самолёт-разведчик «Фарман», Василий Иванович вступил в бой с австрийским «Альбатросом» и после 10-минутной схватки уничтожил его.

В октябре русский ас одержал две победы. О последней из них, 16-й по счёту, он писал в рапорте: «...Я увидел группу аэропланов, набирающих высоту, и стал их преследовать. В районе деревни Зубровка я внезапно атаковал одноместный «Альбатрос». Он стал выполнять крутой разворот влево, пытаясь контратаковать, но в это время я открыл огонь и поразил его. «Альбатрос» завалился на крыло и вошёл в вертикальное пике. Он упал на краю леса у Дубровки. Я приземлился и обнаружил, что самолёт полностью разрушен, а пилот мертв. Я забрал его документы и отправил в штаб 7-й Сибирской дивизии».

После захвата власти большевиками Янченко отправился на Дон, командовал 2-м авиаотрядом Добровольческой армии. В эмиграции Василий Иванович вернулся к своей мирной специальности инженера - работал сперва у Игоря Сикорского, а затем, вплоть до 1952 г. - конструктором в Сиракузах. Точная дата смерти второго по результативности русского аса неизвестна.

Е. Фёдорова

для Русской Стратегии

http://rys-strategia.ru/
Tags: Белое движение и борьба с большевиками, Военный отдел, Русская армия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments