"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Апостол русского консерватизма. 200 лет со дня рождения Михаила Каткова

Он был воистину властителем дум, которого уважали и боялись министры, ценили монархи, любили патриоты России и ненавидели ее недруги. Михаил Катков задавал вектор государственной политике, упреждал роковые ошибки власти, говорил об опасных заблуждениях «передового общества».

Михаил Никифорович Катков родился 1(13) февраля 1818 года в Москве в семье мелкого чиновника. Его отец Никифор Васильевич благодаря добросовестности и трудолюбию выслужил личное дворянство. После его безвременной кончины (1823 г.) одаренный мальчик учился в Преображенском сиротском училище и 1-й Московской гимназии. С детства познав нужду, Михаил Катков смог закончить Императорский Московский университет и проявить свои недюжинные способности. Его судьба, как и судьбы многих других выбившихся в люди одаренных выходцев из социальных низов, – наглядное подтверждение надклассовости российского самодержавия, открывавшего путь к социальным лифтам для всех желающих и способных плодотворно трудиться и уж тем более, тех, кто готов верой и правдой служить Родине.

Михаил Катков не сразу обрел просвещенно-консервативное мировоззрение. В молодости он увлекся Гегелем, сблизившись с такими радикально мыслящими публицистами-западниками как В. Белинский и А. Герцен. Отметим, что в 1950-е годы в катковском журнале «Русский вестник» уживались и западники, и славянофилы. Поначалу одаренный публицист и сам сочетал идеи демократии и национальной самобытности. «Истинный консерватизм не враг прогресса, реформ, – писал Катков, – напротив, он сам вызывает их в интересах своего дела».

Но вскоре жизнь заставила Михаила Никифоровича распрощаться с либеральными иллюзиями. Рубежом в его гражданском развитии можно считать известные польские события второй половины XIX века. Польша в то время дробилась на части в составе Российской, Германской и Австро-Венгерской империй. В российском «Царстве Польском» в 1863 году и вспыхнул кровавый вооруженный мятеж. Он носил шляхетский, помещичий характер и начался повсеместными атаками на русские воинские гарнизоны. Боевики убивали наших солдат в постелях, жгли заживо в домах.

Лондону и Парижу, конечно же, не было никакого дела до поляков. Но как упустить удобный предлог, чтобы вновь ополчиться на Россию! В связи с польским кризисом подняли головы и российские либералы. Враг и обличитель монархической государственности Герцен, с 1852 год проживавший в Лондоне, выбросил демагогический лозунг: «За вашу и нашу свободу!» Либеральная печать кликушествовала по поводу мер правительства по водворению гражданского мира и злорадствовала по поводу каждой русской неудачи. По выражению современного исследователя Егора Холмогорова, в то время «Польша превратилась в настоящую «Чечню» России XIX века».

Правительству пришлось нелегко, оказавшись между молотом враждебного Запада и наковальней доморощенной квазипрогрессивной общественности. И тут на выручку государству пришел Михаил Катков, недавно возглавивший популярную и влиятельную газету «Московские ведомости». Либералы превозносили мятежников, травили генерал-губернатора Северо-Западного края Михаила Муравьева, наводившего порядок, вешая на него одиозные ярлыки вроде «вешателя».

Катковские «Ведомости» в долгу не оставались. Они рассказывали читателям правду о зверствах мятежников, о вешателях-жандармах польской жонды (самозваного «правительства»), их жестоких расправах над белорусским населением, священниками, пленными. В своих статьях Катков показал главное – помещичью, шляхетскую природу польского восстания и народный характер сопротивления ему. Активно разъяснял публицист и международную подоплеку событий.

Другим примером гражданского мужества и прозорливости Михаила Каткова может служить и дело террористки-«народницы» Веры Засулич, стрелявшей летом 1877 года в Санкт-Петербургского градоначальника Федора Федоровича Трепова и возмутительнейшим образом оправданной судом присяжных, подпавших под влияние либерально-анархической прессы. Катков разоблачил аморализм и безответственность политизированных присяжных и опасную солидарность либералов с террористами.

Журнал «Русский вестник», у руля которого Катков встал еще в 1856 году, стал центром притяжения литературных талантов. Он первым печатал романы Толстого, Достоевского, Лескова, Писемского, Крестовского, вел полемику с нигилистами из «Современника», объединившимися вокруг Чернышевского и Добролюбова. После убийства Александра II ему пришлось противостоять и террористам, и призывавшим к уступкам им либералам. Он доказывал, что уступки выгодны лишь радикалам, и те будут требовать все большего, вплоть до плахи для царя.

Трактуя взгляды Каткова с современных позиций, можно критиковать его неприятие западного парламентаризма, многих либеральных институтов вроде суда присяжных. Но нельзя не согласиться с главным из того, что он отстаивал, – что любые реформы не являются самоцелью, а могут быть лишь средством для достижения народного блага. А оно, в свою очередь, невозможно без охранения многовековых традиций и учета национального характера народа.

Станислав Смирнов для Русской Стратегии

#РОВС #историяРоссии #БелаяИдея #монархия #консерватизм #патриотизм
Tags: #БелаяИдея, #РОВС, #историяРоссии, #консерватизм, #монархия, #патриотизм, Белая Идея, Государство Российское, История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments