"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

70-ЛЕТИЕ ПСКОВСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ

Началом деятельности Псковской Православной Миссии считается день Преображения Господня 19 августа 1941 г., когда в псковском соборе Св.Троицы, в котором безбожники устроили антирелигиозный музей, прибывшая из Риги группа из 14 священников и мирян, совершила первое богослужение. Это вызвало небывалый духовный подъём среди псковичей, а затем и по всей Псковщине. Слух о миссионерах, совершающих богослужения, быстро распространился по всему Северо-Западу России и даже за линией фронта. Повсюду началось приведение в порядок храмов, приспособленных безбожниками под клубы, склады и мастерские. Отовсюду ходоки просили миссионеров совершить у них богослужения.

Такого духовного подъёма не ожидали ни немцы, ни сами миссионеры. Нижегородский профессор А.Корнилов в своей книге «Преображение России» (НН,2000) назвал это Втором крещении Руси. Митрополит Сергий (Воскресенский) делал всё возможное, чтобы послать в Россию как можно больше священников. Спешно рукополагали дьяконов во священники, а в Виленской семинарии были ускоренные выпуски. К 1944 г. в рядах Псковской миссии было около 175 священников, а народ открыл около 400 храмов.


Слухи, что в занятых немцами городах и сёлах открывают церкви, были настолько сильны за линией фронта, что у Сталина не было иного выбора, как освободить священников из тюрем и концлагерей и разрешить им совершать богослужения. Мало того, Сталин разрешил открыть пять семинарий для пополнения сильно сократившихся рядов духовенства. Вся антирелигиозная пропаганда была прекращена, а в 1943 г. состоялось восстановление патриаршества в России.

Историческое значение Псковской православной миссии заключается в том, что она нанесла первый и самый сильный удар по большевизму. Ленин, как только захватил власть, объявил, что религию и «служителей культа» надо уничтожить раз и навсегда. В гонении на христианство Ленин превзошёл римского императора Нерона. Воинственное безбожие было основой идеологии коммунизма, и отказ от воинственного безбожия положил начало концу большевизма в России. Попытки Хрущёва бороться с Православной церковью не принесли желаемых большевикам результатов. Большевизм продолжал разваливаться, пока в 1991 г. не развалился сам по себе.

В 2001 г. специальный Но.1 (612) «Православной жизни» под редакцией А.Псарёва, ныне о.дьякона, был целиком посвящён воспоминаниям о.Г.Тайлова и моим, в связи с 60-летием Псковской православной миссии. Этому же юбилею в 2002 г. был посвящён и выпуск 26-27 «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей» под редакцией И.Попова, куда вошли воспоминания о.Г.Тайлова, мои и многие другие материалы. В 2002 г. о юбилее писали и псковские газеты и журналы.

В 2009 г. вышла «История Псковской Православной Миссии» К.П. Обозного, рецензия на которую появится в т. ХХХVII «Записок Русской академической группы в США», выход которого ожидается в Нью-Йорке в конце 2011 г.

Р.Полчанинов, "За свободную Россию", №121, август 2011 года
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment