"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

1-й Высочайший смотр "потешных"

100 лет назад (1911) на Марсовом поле (Санкт-Петербург) состоялся I Высочайший смотр данный Святым Царем-Мучеником Николаем участников потешных батальонов.

История развития "потешного" движения в России началась в январе 1908 года, когда император Николай II высказал Высочайшее пожелание о введении в народных школах обучения военному строю и гимнастике в целях физического развития молодежи и подготовки ее к военной службе. Царский наказ воплотил в жизнь выдающийся педагог Антиох Андреевич Луцкевич. Пример А.А. Луцкевича нашел подражателей.

В статье А.Русанова «Юные разведчики» из газеты «Царскосельское дело» № 30 от 23 июля 1910 г. было сказано: «Все почувствовали, что почин Луцкевича – благой почин, что ему надо помочь, что это единственный и верный путь к подготовке хорошего солдата (...) И вот ежедневно телеграф стал приносить известия, что по всем уголкам нашего необъятного отечества возникают «потешные» полки. (...) и повсюду они находят сочувствие широких кругов населения и материальную поддержку".


Вскоре движение «потешных» охватило всю Россию. Очень важно, что к нему были привлечены дети из социальных низов. Повсюду стали создаваться объединения, подобные бахмутскому. В них мальчики 10—16 лет занимались военным строем, хоровым пением военных песен, военной гимнастикой, изучали ружейные приемы и другие специальные военные дисциплины под руководством отставных, а в большинстве случаев и действующих офицеров. Армейские и гвардейские полки устанавливали свое шефство над «потешными» и назначали в них штатных офицеров-воспитателей. «Потешные» полки организуются при многих воинских частях: Семеновском и Путивльском полках, 1-м Туркестанском армейском корпусе, Каспийской флотилии и т.д. Отряды, команды, батальоны, роты, школы, войска возникали по всей стране: Кронштадт, Севастополь, Томск, Барановичи, Ташкент, Иркутск, Баку.

Император Николай II устроил в Царском Селе 22 мая 1910 г. смотр бахмутскому «классу военного строя». Этот смотр дал сильный толчок дальнейшему развитию потешного движения. Было решено устроить в 1911 г. смотр всем российским потешным. За подготовку этого смотра с большой энергией взялся подполковник С.И. Назимов. Он объездил всю Россию, давал инструкции, и его заслуга, что смотр прошел удачно.

Смотр состоялся в Петербурге на Марсовом поле 28 июля (10 авг.) 1911 г. и командовал им ген.-лейт. Флуг. Во многих городах российской провинции детей на смотр провожали как героев. Газета «Олонецкие губернские ведомости» отмечала, что народу было даже больше, чем на проводах запасных на войну с Японией. И ни одного пьяного, ни одного заплаканного лица в толпе, повсюду шутки, смех. Смотр состоялся в Петербурге 28 июля. Сначала было показательное выступление, затем парад на Марсовом поле. И когда, печатая шаг, «потешные» проходили мимо государя, тот приветствовал каждую сводную роту: «Здравствуйте, молодцы!» После парада в Народном доме был устроен обед на шесть тысяч персон - именно столько «потешных» со всей России собралось в Петербурге. Император остался очень доволен смотром потешных, выразил всем благодарность, а подполковник С.И Назимов был произведен в полковники.


Высочайший смотр "потешных" в г. Овруче

Однако активная патриотическая направленность деятельности «потешных» устраивала далеко не всех. Несмотря на поддержку правительства и значительной части русского общества, некоторые «либерально» настроенные представители власти на местах выступали против военных формирований молодежи. Идея создания «потешных войск» критиковалась в газетах и журналах либеральной направленности, в частности в издававшемся в Петербурге журнале «Сибирские вопросы». В частности, в 1911 г. в нем была помещена большая статья «Потешные в Сибири», где указывалось, что создание подобных отрядов в учебных заведениях вносит дух солдафонства, причиняет ущерб преподаванию общеобразовательных дисциплин, дети страдают от муштры, а занятия для них становятся делом второстепенным.

Институт «потешных» просуществовал до революции 1917 года - под непрерывным огнем либеральной критики, а зачастую и при активном противодействии местных властей. Несмотря на негативное отношение части общества, движение динамично развивалось, в нем участвовали десятки тысяч детей. Несомненно, оно сыграло положительную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

"Потешное" движение явилось основой для развития других видов детско-юношеского движения, и, в том числе, в условиях вынужденной эмиграции. Молодёжь решила, что Красной идее большевизма надо противопоставить Белую идею и взялась за разработку Белой идеологии. Одним из её идеологов стал Иван Ильин, автор ряда трудов, в том числе «О сопротивлении злу силою». Против материализма вырабатывался идеал-реализм, против обезличивающего коллектива – роль личности в истории, против борьбы классов – солидаризм.

Надо отметить, что русское сокольсто и русский скаутизм были плоть от плоти и кровь от крови Белого движения. В идеологических основах Белого движения и основанного ген. Врангелем в 1924 г. РОВС – Русского Общевоинского Союза лежало непредрешенчество. Будучи, по сути, монархистами, что выражалось в стремлении восстановить в России монархию, идеологи Белого движения заявляли о своём нежелании «предрешать на чужбине форм государственного устроя России». Белая идея, выраженная словами – «Помни Россию!» служила девизом как русского сокольства, так и русского скаутизма. Обе эти молодёжные организации были антикоммунистическими, непредрешенческими и надпартийными. Члены сокола должны были быть старше 18 лет, но при сокольских обществах проводилась работа с детьми и подростками. Скаутами были дети и юноши, и только руководители у них были взрослые.

Белая идея чувствовалась не только старшей молодежью, но и детьми, и юношеством. Вся обстановка жизни русской эмиграции с детского возраста служила восприятию Белой идеи.

Воспитание надо начинать с детства. Но вот как воспитывать, и чему посвятить воспитание? Ответ на этот вопрос, прежде всего, зависит от того, какой себе видят будущее России её воспитатели. Разведчики всегда видели и продолжают видеть Россию как Русскую православную державу, продолжающую традиции своих предков. Какой себе видят Россию современные «воспитатели» пока не ясно, из-за отсутствия общепринятой государственной идеологии в вопросе воспитания детей и молодёжи, признанной большинством населения России.

В статье использованы материалы из работы Ростислава Владимировича Полчанинова, историка Русского Зарубежья, публициста, активного участника НОРС, «Русский Сокол» и ОРЮР с 1931 г. "СТОЛЕТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ"
Tags: Государство Российское
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments