"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Пять лет памяти старейшей поэтессы Белого Зарубежья Лариссы Андерсен

Ларисса Андерсен, женщина поистине уникальной судьбы. Она родилась 25 февраля 1914 году в Хабаровске, в семье офицера-артиллериста Николая Михайловича Андерсена. В 1920 году семейство Андерсен прибыло во Владивосток, а в 1922 году переправилось в Харбин вместе с эскадрой контр-адмирала Старка. За плечами у Николая Михайловича была первая мировая война, ранение, плен, служба при штабе Колчака, из рук которого он получил полковничьи погоны… В Харбине же полковнику Андерсену пришлось работать счетоводом на КВЖД. Первое время семья очень бедствовала. Мать, Евгения Иосифовна, шила, а Ларисса рисовала портреты известных американских актеров, на которые был неплохой спрос, и расписывала коробки для кондитерских. Способности к рисованию она унаследовала от отца.
Ещё учась в гимназии Оксаковской, Ларисса участвовала в кружке «Молодая Чураевка», куда входили и Арсений Несмелов, и Марианна Колосова, и другие харбинские поэты. Именно «чураевцам» впервые читала юная Андерсен свои стихи…

Я думала, Россия - это книжки.
Все то, что мы учили наизусть.
А также борщ, блины, пирог, коврижки
И тихих песен ласковая грусть.
И купола. И тёмные иконы.
И светлой Пасхи колокольный звон.
И эти потускневшие погоны,
Что мой отец припрятал у икон.
Все дальше в быль, в туман со стариками.
Под стук часов и траурных колёс.
Россия - вздох.
Россия - в горле камень.
Россия - горечь безутешных слез.

Литература, однако, не стала призванием Лариссы. Её захватило иное искусство – танцевальное. И в нём удивительно красивая и грациозная девушка достигла подлинных высот, пройдя «ускоренный курс» хореографической школы Лидии Карловны Дроздовой, воспитанницы Петипа, причисленной в свое время к российскому императорскому двору.

Более 15 лет она была звездой дальневосточной эстрады, танцевала в оперетте, иногда в больших балетных постановках. Каждый номер у нее был отделан до малейшего жеста, до последней детали в костюме, тонко, умно, со вкусом и с чувством меры. Андерсен была музой многих поэтов Русского Китая. Белая Яблонька, Джиоконда, Сольвейг, Горний Ангел, Печальный Цветок – вот лишь неполный список имен, которыми величали Лариссу современники… «…Ларисса Андерсен – это Сказки... таинственность волшебных лесов… мудрые деревья… звезды, как костры в темно-синем небе… …Живопись и поэзия. И отсутствие шаблона. С самого детства. Вероятно, на всю жизнь…» – писал Алексей Ачаир о творчестве музы дальневосточного Парнаса.

Несмотря на иное призвание, поэзию Ларисса не оставляла. В 1940 году по настоянию Александра Вертинского, большого поклонника ее таланта и красоты, она выпустила сборник «По земным лугам».

Лучшие песни мои не спеты,
Лучшие песни мои — со мной…
Может быть, тихою ночью это
Бродит и плачет во мне весной?
Месяц застыл, навостривши уши,
Слушает сонную тишь земли…
Если бы кто-нибудь мог подслушать
Боль безысходных моих молитв!
Сладким, безумным предсмертным ядом
Яблони майскую ночь поят…
Знаю я – всем нам, цветущим, надо
Прятать в груди этот нежный яд…

Как и другие русские эмигранты, Андерсен была вынуждена перебраться из Харбина в Шанхай. Из Шанхая же китайцы долго не выпускали её без объяснения причин. Отправив отца в Канаду, сама Ларисса ещё несколько лет оставалась «запертой» в этом городе, пережив туберкулёз и много иных тягот. За них, однако, судьба щедро вознаградила её, подарив встречу с Морисом Шезом, представителем судоходной компании, с которым она познакомилась, выступая на одном из вечеров во Французском клубе. Вскоре они сыграли свадьбу, и все китайские запреты рухнули. В 1956 году Андерсен покинула Шанхай и впоследствии обосновалась на родине мужа – во Франции.

В 2007 году в издательстве «Русский путь» вышло первое обобщающее издание творческого наследия Лариссы Андерсен «Одна на мосту», включающее стихотворения, воспоминания, переписку и статьи разных лет. Сама же поэтесса скончалась в 2012 году в маленьком городке Иссенжо, так и не увидев России, которая всегда жила в её душе и стихах.

Я березку вдруг захотела
Посадить у окна в саду,
Ведь фантазиям нет предела,
Только силам есть на беду!
Есть березка. Но я сломалась!
Вижу: где-то просчет в пути,
Мне осталась такая малость,
А березке еще расти.
Ну кому и что она скажет
Русским сказом, если не мне?
Ведь берез на кладбище даже
Не сажают в этой стране!

Е.В. Семёнова

#РОВС #БелаяЭмиграция #история #Русскаяпоэзия #Русскаялитература #поэтесса
Tags: Белое движение и борьба с большевиками, История, Поэтическая тетрадь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments