"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

К 130-летию со дня рождения Архим. Константина (Зайцева)

КАКИМ Я ЗНАЛ РЕДАКТОРА «ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ» (АРХИМАНДРИТА КОНСТАНТИНА)

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй нас» промолвил я, стучась в дверь. “Аминь” раздалось из келии, в которую я затем вошёл. За столом около окна сидел архимандрит Константин (Зайцев). Повернувшись ко мне, он прервал чтение одного из многочисленных журналов, находившихся стопкой перед ним на столе, и начал пристально меня рассматривать. Я ему передал рекомендательное письмо от Преосвященного Владыки Серафима (Иванова). Он внимательно стал его читать, а я занялся рассматриванием его келии. Фактически - нечего было рассматривать. Стол перед окном, с правой стороны кровать, над которой было несколько икон, с левой стороны к стене была прибита полка, на которой было несколько книг, и за занавеской висела одежда. Вот и всё, что было в келии. Да, ещё на полке рядом с книгами была коробка, на которую я тогда не обратил внимания.

Отец Архимандрит внимательно прочел письмо и затем сказал мне – «я должен еще окончить разбор газет и журналов, после чего я займусь тобой – приходи через час».

Ровно через час я опять стучал в дверь к о. Константину. Неторопливо он взял с полки Святое Писание и молитвенник и сказал мне: «пойдем!».

Спустившись со второго этажа, на котором была его келия, по дорожке молча, он повел меня к храму. Войдя в церковь, он перекрестился и начал подходить по очереди к иконам и святыням на аналоях, вдоль стен. Я старался во всем ему подражать. Окончивши прикладывание, он сел на скамеечку и указал мне место рядом с собой. «Что ты только что делал?» спросил он меня. «Как что?» ответил я – молился перед иконами Спасителю, Божией Матери и Святым о себе и о родных, наставниках чтобы всем было дано здоровье и защита от зла. «И это все?» спросил о. Константин. Я недоуменно на него смотрел, не зная, что сказать. Отец Константин смотря на меня, ласково сказал «как я вижу тебя нужно учить молиться с азов». Услышав такие слова, у меня разгорелась гордыня, и я подумал: «о чем он говорит? Я орарный иподиакон много лет прислуживал Архиереям, учил Закон Божий, а тут вдруг я не знаю, как молиться? Отец Константин внимательно смотрел на мое лицо и, как будто бы читая мои мысли, опять спросил – «к примеру, ты встречаешь друга, что ты ему говоришь?» «Как что?» – «доброе утро или день или здравствуй, или как поживаешь! ответил я. «А когда ты жил с семьей, то, что ты говорил родным утром? «Доброе утро!» ответил я. «Ага!» сказал о. Константин – «вот мы уже подходим ближе к главному.

«Придя в храм к иконам, ты от гордости думаешь только о своем «я» и «я». «Нужно научиться смотреть на все происходящее вокруг нас и думать иначе, чем ты делал раньше – здесь в монастыре все составляют большую семью. Встречая духовных лиц, ты просишь у них благословения и здороваешься. Господь, Пресвятая Богородица и Святые они также невидимо с нами насельниками. Приходя в храм, ты видишь их изображения и так же утром ты с ними должен здороваться, а не первым делом спрашивать «дай мне то», «дай мне это». Апостолы и первые христиане жили на Святой Земле, Ближнем Востоке и там люди приветствовали друг друга поцелуем как это прекрасно указано в Послании к римлянам. Апостол Павел в поручении сказал приветствовать друг друга целованием (Рим. 16, 1-16). Этот пример перешел к нам. Так вот пойдем опять по церкви и на этот раз, поздоровайся со Святыми, которые здесь с нами». Я прикладывался к Святыням на этот раз уже с иным чувством, чем это делал прежде. Среди святынь как помню, были частицы мощей Преп. Серафима Саровского, Св. Великомученицы Варвары и Георгия Победоносца.

После этого усевшись опять на скамеечку о. Константин сказал - «вот ты поздоровался с Господом, Его Пречистой Матерью и Святыми а, теперь не торопясь, можешь обращаться к ним с просьбами». «А вечером, когда придешь в храм перед сном, то ты попрощайся с ними, ибо не знаешь, увидишь ли их на следующий день – ибо мы должны всегда помнить что каждый день для нас может быть последним. А пока вот тебе имена трех святых. Читай их жития и расскажешь мне через два дня, в чем они отличаются друг от друга и чему мы должны у них учиться».

В семинарии я прослушал курс лекций о. Константина «Пастырское Богословие» и должен сказать, что мало духовных лиц при исповеди замечают то, на что обращал он внимание. Для него соблюдение постов, десяти заповедей и другого принималось как нормальное для православного христианина. Главным образом он обращал внимание на устремление мыслей, душевных переживаний и на духовное усовершенствование верующего. Так, например он спрашивал, какие книги читаются и чему из них следует научиться. Он советовал, какие книги нужно читать, как искать в них главное чему в них учиться и на что обращать внимание. Он учил на исповеди как искать в каждом человеке добрые качества и как прощать обиды.

Через несколько дней о. Константин опять повел меня в церковь. Опять после прикладывания к святыням мы сели на скамеечку он меня спросил: «ты Георгий подходишь ко мне и другим отцам за благословением и просьбой молитв о тебе, а ты сам молишься ли Господу за тех, у кого просишь благословения и молитвы за себя?». «Ведь и за своих духовных отцов нужно молиться! Также как ты, так и они тоже нуждаются в молитвах за них».

«Ну, вот теперь ты знаешь, что делать и как вести себя здесь в верхнем храме. Пойдем в нижний». «В этом храме живет наша Русь. Не Русь Зарубежная, но та, которая ушла из России и пока спит, чтобы потом вернуться к себе домой, когда не будут там свирепствовать советские звери. Эта Православная Русь с нами, в нашем монастыре, она живет в каждом из нас – это наша Святая Русская Поместная Церковь. Мы живем с ней, а она с нами, где бы мы ни оказались в мире. Вот приложись к образу, в котором частица мощей Преподобного чудотворца Иова, игумена Почаевского. Он прославился подвижнической жизнью и участвовал в защите Православия от унии с Римом. Вот подойдем к этой раке, в ней вложены 80 частиц свв. мощей Угодников Божиих из пещер Киевской Лавры. Здесь основоположники русского монашества и строители России: Преп. Летописец Нестор, иконописец Алипий, Св. Кн. Никола (Святослав), Преп. Илья-Муромец, Феодосий архиеп. Черниговский и многие другие. Смотри на иконы и святыни разве ты не чувствуешь здесь присутствие этих угодников Божиих? Здесь не только присутствует Святая Русь, но Вселенское Православие, здесь много частиц мощей с Афона, Св. Земли, Константинополя и других мест. Поэтому здесь в монастыре все, что нужно для спасения души и возможности послужить Господу. Никуда не нужно ехать в поисках правды, ибо она здесь. Нужно научиться ее видеть и понимать! (Отец Константин только один раз уезжал из монастыря, и это произошло по распоряжению Синода для его присутствия на собрании духовенства в Нью-Йорке.)

Отец Константин тщательно соблюдал обеты монашества: послушания и безгрешности. Будучи редактором, с 1950 г. журнала «Православная Русь», он получал большое количество почты, среди которой были конверты с пожертвованиями. Деньгами он совершенно не интересовался, не считая, кладя их в коробку на полке. Бывало, к нему приходили семинаристы с просьбой: «Отец Константин я хотел бы поехать повидать родителей! Нет денег у меня на билет, можете мне, пожалуйста, помочь?» Ответ о. Константина был всегда одинаков «Возьми, сколько нужно из коробки на полке!» Насельники монастыря привыкли видеть свет в окне о. Константина до полу ночи и бывало еще позже, когда он читал прессу и готовил статьи. Как он говорил, в позднее время никто не отрывает его от работы. Отец Константин серьезно относился к обязанностям воспитателя будущих священнослужителей, стараясь на лекциях не только познакомить семинаристов с Православием, но жить в нем и быть благодарным Спасителю за возможность быть с Ним. Многие паломники, читатели Журнала «Святая Русь» стремились встретиться и поговорить с отцом Константином. Он им открывал бывшие для них русские духовные и культурные скрытые сокровищницы: новая литература, для чтения, которая столетиями копила опыт знания жизни, нежели та которой они увлекались, и которую им рекомендовали в школах и университетах для чтения. Он рекомендовал им читать: классические творения религиозных гениев – Святого Василия Великого о творении земли, Лествицу Св. Иоанна игумена Синайской горы, Иоанна Златоуста, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Тихона Затворника, И. Концевича - Оптина Пустынь и ее время и многих других. По русской истории он рекомендовал им читать книги, изданные в издательствах РПЦЗ.

Что же так притягивало людей к отцу Константину? Он был одним из исключительных людей на земле обладавших способностью, что для него раздвигались границы, пространства и время, и ему Спаситель дал видеть прошлое и будущее, также как и настоящее. Знания прошлого он черпал из чтения творений Святых Отцов, а настоящее из получаемых со всего мира им многочисленных на разных языках журналов и газет.

Перед тем как я приехал в монастырь во время купания в лагерном озере я потерял свой крестик. Я сказал об этом, о. Константину, а также что мать дала мне деньги для покупки золотого крестика. Но о. Константин сказал «золотой крестик это показывает гордость и самолюбие, любой крестик свят для верующего – возьми вот и носи деревянный крестик, и он тебя будет защищать от зла, напоминая Спасителя».

Г.М. Солдатов

#РОВС #историяРоссии #БелаяЭмиграция #Православие #РПЦЗ
Tags: Вера и Церковь, История
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments