?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая страница | Следующая страица

«Мне много довелось работать на Ленинградском ТВ. В его ареале находились такие важные, драгоценные для всей России места, как Псков, Великий Новгород, Петрозаводск, Вологда и, конечно, сам Ленинград. Тогда я познакомился с Виктором Сергеевичем Правдюком. Ярким, талантливым тележурналистом, который приезжал к нам реставраторам в Псков и Новгород, делал великолепные репортажи о людях, на плечах которых держалась русская культура.

Виктор Правдюк известен как автор интереснейших передач-исследований, посвященных истории ХХ века. Это программы о Сергее Есенине, о Владимире Маяковском и, конечно, о человеке, с которым нам посчастливилось общаться и дружить, - замечательном ученом Льве Николаевиче Гумилеве, предстающем в работах Виктора Правдюка живым, острым, непосредственно беседующим со зрителем. На фоне бесконечной болтовни, затрепанности, пошлости современного телевидения программы Правдюка выделяются четкостью, бескомпромиссностью и главное являют собой истинно русский взгляд на историю нашей страны. Классичен и глубок его цикл о русских чудотворных иконах, где я открыл для себя немало неизвестных и важных деталей. Историчен и строго документален, пронизан болью за миллионные кровавые жертвы сериал о «красном терроре»«, - так писал Савва Ямщиков в книге «Созидающие», представляя читателям очередного героя своего замечательного цикла, режиссёра-кинодокументалиста В.С. Правдюка.

Виктор Правдюк родился 25 декабря 1941 года в Севастополе. «Весь мой мужской род, четыре фамилии, которые в нем объединились, имеют отношение к Севастополю со времен адмирала Нахимова, - рассказывал Виктор Сергеевич в беседе с Саввой Ямщиковым. - Наши мужчины погибали в 27-32 года. Погибали на русско-турецкой войне, на японской, в первую мировую, в гражданскую, не видели своих внуков. Я первый получил звание «дедушки», и счастлив».[1]

В Великую войну один из дедов Правдюка воевал на Румынском фронте, другой - на Чёрноморском флоте. Оба имели боевые награды, один – ранение. Дед-черноморец, Роман Правдюк начинал службу на крейсере «Очаков». Впоследствии в семье с большой неприязнью вспоминали лейтенанта Шмидта, поднявшего бунт на этом судне. Роман Захарович Правдюк пользовался большим уважением матросов, это помогло ему уцелеть в годы гражданской войны. Однако, в 1925 году, во время страшного голода, поразившего в том числе и Севастополь, он поехал к своим родственникам в Мелитополь, дабы обменять собранные уцелевшими «беляками» ценные вещи на картошку, и был по дороге дочиста ограблен разбойниками. Босой и раздетый, зимой, он сумел пройти многие километры, отделявшие его от дома родственников, но, дойдя дотуда, слёг и умер через два дня. Осиротевшая семья его: жена и четверо малолетних сыновей - само собой, попала в число лишенцев. Чтобы поставить детей на ноги, мать бралась за любую работу, торговала цветами и пирожками.

Отец Виктора Сергеевича погиб на фронте в годы Великой Отечественной. Погибли и три дяди, ещё три вернулись живыми летом и зимой 1945 года, но прожили после этого очень недолго – сказались полученные в боях ранения. Один из них кроме того был арестован НКВД за то, что в обречённом Севастополе летом 1942 года вынужден был зарыть в землю свой партбилет.

В Крыму Правдюк жил до 17 лет. Говоря о своей малой родине много лет спустя, он отмечал: «Печально, когда твоя родина оказывается за границей. Тем более, когда это город русской славы и символ России. Он оказался забыт и брошен новыми властями России. Но город выдержал эти страшные годы. Ведь дело могло закончиться большой кровью. Два адмирала, Балтин и Касатонов, удержали Черноморский флот для России и покой для Севастополя. Ведь там разгорался очень острый конфликт. Прибывали безумные львовские националисты и все могло взорваться…»[2]

В 1967 году Виктор Сергеевич окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета и с той поры проживает и работает в северной столице. К настоящему времени им снято примерно три тысячи телепрограмм и документальных фильмов. В основном, в жанре публицистического исследования.

«Что их объединяет? – говорит Правдюк о своих работах. - Наверное, попытка возвратить русскому народу его подлинную историю. Два крупнейших гения ХIХ века - Федор Михайлович Достоевский и Константин Николаевич Леонтьев - предупреждали: грядущий век лишит русский народ своей истории. И вместо настоящей истории, которую зароют в землю, нам предложат суррогат. А теперь вспомним, что говорил Тютчев о русской истории. Он говорил, что это единственный защитник России на ее таинственных путях. Но если она извращена, превратилась в фальшивку, как она тогда сможет защитить нас, как ею можно гордиться и как из нее можно делать правильные выводы? Пожалуй, это главное направление моей деятельности».[3]

В начале 1917 года в Гефсиманском саду заснула вся Россия

В одной из телевизионных передач, Виктор Сергеевич заметил, что история ХХ века до сих пор не написана. С этим трудно поспорить, ибо историю пишут победители, пишут, облыжно извращая факты, полностью подменяя их мифами, по которым многие годы мы жили и отчасти продолжаем жить. Своими документальными исследованиями Правдюк из года в год возвращает нам нашу историю, восполняя многочисленные пробелы, возвращая забытые и оклеветанные имена, очищая от наслоений лжи подлинные факты. Эту поистине титаническую работу трудно переоценить как по колоссальному масштабу её, так и по насущной важности. Ибо без прошлого нет будущего. И не ведая нашей истинной истории, мы обречены раз за разом наступать на одни и те же грабли, срываться в одни и те же пропасти.

«В России – трагедия непрочитанных книг», - говорит Виктор Сергеевич. И не просмотренных, не понятых фильмов, - добавим мы. Россия не прочла и не поняла «Бесов» - и мы получили 17-й год. Не прочла и не поняла «Красное колесо» - и, вот, уже жёлтое покатилось по нам, калеча души, унося жизни… Теперь есть фильмы Правдюка – ещё одно противоядие от повторения роковых ошибок. Посмотрит ли, поймёт ли их Россия?

Одна из первых крупных работ Виктора Сергеевича по истории ХХ века – цикл «Террор в отдельно взятом городе», снятый более 10 лет назад и прошедший по ТК «Культура». Шесть серий показывают зрителю, как поглощал Россию нарастающий вал террора – от убийства императора Александра Второго, через эсеровские акции начала века и убийство Столыпина – к «энергичному и массовидному» террору большевиков. Никогда прежде не говорилось об этом на российском телевидении с такой остротой, болью и в то же время строгим следованием фактам. Никогда прежде и никогда после. Цикл этот оставляет по себе сильнейшее впечатление, одновременно потрясая душу и давая немалую пищу для размышлений.

Говоря о причинах революции 17-го, Правдюк отмечает: «Не только явные внешние враги, но и так называемые «друзья» свою предательскую роль сыграли. Например, посол Великобритании в Петрограде сэр Джордж Бьюкенен получил 21 миллион рублей на организацию беспорядков и забастовок в России. Англия смертельно боялась, что, победив в войне, Россия заслуженно получит Константинополь и все Мраморное море с берегами в придачу и два острова в Средиземном море, а также важные преференции на пути к Персидскому заливу. Россия осталась в полном одиночестве, всех пугала ее предстоящая победа. Потерпеть оставалось совсем немного, но недотерпели. Иисус Христос тоже ведь перед казнью остался один. Предал его не только Иуда Искариот. Предали и все остальные, когда заснули в Гефсиманском саду даже после просьбы Спасителя: «Побудьте здесь и бодрствуйте со мной». Так вот, тогда, в начале 1917 года, в Гефсиманском саду заснула вся Россия».[4]

«В середине XIX века Алексей Хомяков заметил, что Россию еще никто не любил по-настоящему, потому что не понимал всю духовно-мистическую суть ее государственности, - говорит режиссёр. - Кто более других любил Россию в начале 1917 года? Политики? Милюков, Керенский, Гучков, Пуришкевич и остальные думские деятели не могли понять даже простой причины, что в период большой войны нельзя менять государственное устройство. Если быть честным, то идеально любили Родину только государь Николай Александрович и царская семья вместе с офицерами, которые сидели в окопах Первой мировой, что потом и доказали те из них, кто не успел погибнуть на фронте: граф Келлер, Михаил Дроздовский, Алексей Каледин, Петр Врангель и многие другие. Я на стороне тех, кто Россию любил и не считал, что все надо разрушить, а потом что-нибудь построить…»[5]

По мнению Виктора Сергеевича, «все больше и больше людей начинают понимать, что случилось в семнадцатом году. По сравнению с девятьсот тринадцатым годом мы живем сегодня гораздо хуже. Даже если рассмотреть все показатели, я уже не говорю о продовольствии, но даже если брать рабочее законодательство, как жил рабочий человек, как жил крестьянин. Каковы были накопления крестьян в крестьянском российском банке, то можно сделать совершенно четкий вывод: мы еще никогда не жили лучше, чем в тринадцатом году. Может быть, мы только сейчас продвигаемся к тому уровню.

Потерянная локтевая связь с историей России очень важна для нас сегодня. Чтобы её восстановить, надо знать, какой была наша с вами Родина. После событий семнадцатого года сразу всем людям, жившим в России, внушили, что в прошлом были только грязь, тьма и мусор, нет родины и нет истории. История была отменена. С октября 1917 года начинается новая история, отечество и новая жизнь. Перерезана какая-то живая струя, которую надо восстановить. Собственно говоря, я мог бы уже успокоиться в своей жизни, но для меня вот эта суть, что мы не имеем этой локтевой связи со своей историей, она существенная. Это придает мне силы еще бегать, работать, ни у кого не спрашивая, нужно это или не нужно, в силу своих убеждений.

Сегодняшняя задача – воссоздание настоящей истории. Россия - такая страна, где, собственно говоря, экономическая составляющая всегда была не самой главной, а была мистика, духовная связь неба и земли, императора и крестьянина. Можно сказать, что все мы в России крестьяне, потому что в IX-X веке даже Романовская династия была крестьянской.

Не восстанавливая настоящую историю, мы утрачиваем ощущение действительности, в которой мы с вами сегодня живем. Очень многие сегодняшние явления невозможно понять, если мы не оценим того, что произошло в течение всего XX века».[6]

Сколько фактов совершенно неожиданных всплывет?

В 1998 году по Второму каналу российского телевидения Виктор Правдюк в течение двух дней комментировал за кадром погребение царских останков. Несмотря на неверие в их подлинность, режиссёр воспользовался представившейся возможностью рассказать широкому зрителю, кто и почему совершил это злодеяние. «Мы сняли шесть фильмов хроники, посвященной царской семье, - вспоминал Виктор Сергеевич в беседе с Саввой Ямщиковым. - Впервые мы тогда рассказали, кто автор знаменитого стихотворения, которое было обнаружено у Великой княжны Ольги. Это замечательный русский поэт-монархист Сергей Сергеевич Бехтеев, орловский дворянин, у которого в Мюнхене недавно переиздана книга стихов. То есть благодаря этому событию за эти два дня я имел возможность рассказать правду о царской семье. (…) Многие впервые узнали о том, что же произошло в Ипатьевском доме. Хотя я не могу спокойно думать о том, что случилось в этом подвале на самом деле. Могу лишь предположить самое страшное. Но в целом не думаю, что погребение пошло на пользу врагам России. Те, кто хотел нас обмануть, в конечном итоге обманули самих себя».[7]

Сергей Бехтеев – не единственный поэт, творчество которого или неизвестные факты биографии были открыты зрителю Правдюком. Одно из первых его телерасследований («Тайна гостиницы «Англетер»«) было посвящено судьбе и трагической гибели Сергея Есенина. Это был едва ли ни первая на телевидении попытка рассказать правду о нашем национальном гении. Вот, как рассказывает об этом сам режиссёр: «Я сразу обратил внимание на последний год жизни Есенина. Прочтите, все что было написано этим поэтом в 1925 году. Прочтите, и вы поймете многое. Что записные советские литературоведы сообщают о личности Есенина в этом же году? Сообщают, что это спившийся, уже неполноценный, не отдающий отчета в своих словах и поступках человек. Но тогда Есенину было 30 лет. А прочитав то, что он написал за 25-й год, вы поймете, что мы имеем дело с творческим взлетом. Ни один год не был таким урожайным для поэта, как 1925-й. Поэмы, лирические стихи, вещи для театра… То есть Есенин был на невероятном подъеме. Как это может сочетаться с беспробудным пьянством? Да никак не может! Есенин был настолько популярным, что если он выпил с кем-нибудь пиво - это расходилось в сотнях рассказов, тиражировалось по всей Москве. А пил, кстати, не больше, чем его приятель Борис Пастернак.

Зачем литературоведы тиражируют легенды о моральной деградации Есенина? Очевидно, потому, что они не любят Есенина. Они словно поставлены надзирать над ним уже после его смерти. При жизни на него было заведено 12 уголовных дел, и все они были провокационны. Вот ситуация: Есенин едет из Тбилиси в Москву, и к нему в купе входят посторонние люди, начинают его провоцировать. Есенин не сдерживается, а на вокзале его арестовывают, заводят очередное уголовное дело… При жизни его запугивали, стремились задавить. После смерти пытаются оболгать. В дни 100-летия Сергея Есенина про него печатали такие гнусные вещи, что их не хочется повторять. Хотя, казалось, в юбилей ненавистникам Есенина можно было бы умерить свой пыл. Особенно отличился на этой ниве журнал «Звезда».

Что касается тайны гибели Есенина. Исследуя этот вопрос, я выяснил сразу - в «Англетере» произошла загадочная история. Теперь я знаю точно: Есенин был запытан. Его, может быть, не хотели именно убивать, но он подвергся пыткам и не выдержал их.

Мне удалось разыскать Анну Львовну, жену коменданта «Англетера», которая перед самой своей кончиной успела рассказать мне подробности ночи 27 декабря 1925 года. На телепередачи ссылаться как-то не принято, но после выхода моего фильма многие исследователи стали цитировать ее воспоминания, как будто сами с ней встречались. Хотя только у меня были аудио и видеозаписи с ее словами. И я не против этого цитирования, важно всем вместе эту историю приоткрыть… И наконец-то, в «Известиях» появилась статья одного из главных архивистов при президенте РФ, который сказал, что в дни вольности 1991 года он самолично держал в руках папку с надписью: «Отчет об убийстве Сергея Александровича Есенина». Да, такая статья была напечатана в газете «Известия», но на нее опять же никто не обратил внимания. Это потому, что есть версия, которую затвердили и не хотят менять: Есенин пьяница и депрессивный тип. Я и мои коллеги, которые этим вопросом занимались, дошли до той стены, где можно только повторять самих себя. Ведь папка, о которой шла речь, доставшаяся ФСБ в наследство от КГБ, она все объясняет, в ней все написано. Покажите ее - и все встанет на свои места. Но нам ее не дают… Это говорит о том, какую мы историю имеем сейчас. Показывает это на одном только примере. Сколько еще открытий нам предстоит? Сколько фактов совершенно неожиданных всплывет?»[8]

Другой фильм посвящён Правдюком одному из любимых своих поэтов – Александру Блоку. Не забывая и не стараясь оправдать роковых заблуждений поэта, режиссёр, между тем, открывает зрителю до сей поры малоизвестные подробности последних дней Блока – дней постижения свершившейся трагедии, дней прозрения и покаяния. Совсем не таким предстаёт Александр Александрович в фильме Правдюка, каким представляли его советские литературоведы и приснопамятная «идеологически верная» картина «И вечный бой…». И этот заново открываемый Блок наводит на продолжительные размышления о тернистом пути большого художника, об не равной ответственности простого смертного и гения за свои заблуждения, о том, какое роковое значение могут иметь они для последнего не только при жизни, но и после смерти.

Не забыты остались Виктором Сергеевичем и зарубежные поэты. В №5(49)) журнала «Зинзивер» за 2013 год вышел его отзыв о книге Уилфреда Оуэна «Поэмы» в переводе Е.В. Лукина: «Не скажу, что до того, как взял в руки эту изящно оформленную книжицу, я ничего не знал о существовании погибшего на французской земле англичанина Уилфреда Оуэна. О судьбе его знал, и менандровский афоризм - «те, кого любят боги, уходят от нас молодыми» - вспоминал, работая над сериями документального фильма «Великая и забытая».

Но Евгений Лукин своими переводами открыл мне Поэта. Большого поэта, которого родила Великая война. Родила, но и скупо одарила всего лишь 25 годами жизни. Лейтенант Оуэн погиб за неделю до победного окончания первой мировой войны. Он командовал ротой. Самая убиваемая должность на любой войне. И может быть, Оуэн под плотным пулеметным огнем бежал в атаку на немецкие окопы, в которых сидел и стрелял командир другой - германской - роты Эрнст Юнгер, которому судьба отмерила 17 ранений в боях, около сотни книг и 103 года жизни...

Мой друг, я враг, тобой вчера убитый.
О, как ты страшен в стычке был минутной,
Меня штыком вколачивая в снег.
Я ж так замерз, что выстрелить не смог.
Уснем же вместе…

(…) Для нас первая мировая война не случайно звалась Второй Отечественной. И оказалась самой оболганной и насильно забытой, выброшенной коммунистической властью из памяти и сознания народа. А между тем для России это была самая важная в истории война, победа в ней привела бы наше Отечество к успешному развитию и небывалому могуществу. Но в шаге от победы остановилась Россия, в шаге от победы погиб и английский поэт Уилфред Оуэн.

Как же нам не любить несбывшееся? Как забыть эту войну, если она закончилась страшной трагедией и погружением во тьму нашего Отечества? Вот почему для всех нас, соотечественников, так важна возвращенная память о Великой войне…»

Русская императорская армия выиграла эту войну, но не для себя, а для своих союзников

Циклом «Великая и забытая» об истории Первой Мировой войны Виктор Правдюк занимался три года, за которые были созданы 32 серии по 39 минут. «Я пришел к выводу, что это кульминация судьбы России в ХХ веке, - размышляет режиссёр. - То, что с нами случилось, как мы сегодня с вами живем, и почему так живем - причины в той войне. Поэтому я ее называю самой важной в истории России войной и даже говорю, что эта война, которой нужна любовь. А почему войне нужна любовь? Да потому, что мы настолько забросали грязью эту войну, настолько постарались её забыть, настолько вычеркнули ее из всей нашей истории… Знаете, как говорят - локтевая связь, вот мы потеряли локтевую связь с нашим отечеством, из истории просто выпали какие то 4-5 лет, связанные с Перовой мировой, с её событиями, и между нами нынешними и прошлым возникла такая большая пустота. Для того, чтобы восстановить эту связь, мы должны о Первой мировой войне говорить, думать, рассказывать и вспоминать. Потому что там было огромное количество героев. Там было замечательное русское полководческое искусство. Мы были в двух шагах от победы, а если бы победили, то ясно, что мы нас было больше 250 миллионов. И мы жили бы совсем не так, как живем сейчас».[9]

Этот грандиозный проект, как и другие, был создан, по крупному счёту, семейным творческим коллективом. Жена Виктора Сергеевича, Галина Ясногородская – талантливый режиссёр, один из сыновой - оператор, другой - инженер, режиссер. «Я всего лишь автор, ведущий. Еще и водитель, и электромонтер. В этом есть свои плюсы: мы ни от кого не зависим. Я много лет копил хронику, обменивался ею с коллегами из Европы. В свое время я работал над таким циклом фильмов «Письма из провинции», затем «Арена для сенсации» об узловых моментах истории России 20-го века. И уже тогда мы заготовили огромное количество хроники, которой сейчас пользуемся», - рассказывает Правдюк.[10]

В течении 32 серий авторы проводят зрителя по всем фронтам Великой войны, как российским, так и европейским, воссоздавая хронологию событий, воздавая справедливость забытым героям. «Мы доказываем в фильме, - говорит Виктор Сергеевич, - что Русская императорская армия выиграла эту войну, но не для себя, а для своих союзников, что были сотни и тысячи примеров беззаветного героизма наших солдат и офицеров, что полководческое искусство таких генералов, как М. Алексеев, Н. Юденич, П. Лечицкий, А. Каледин, А. Брусилов, и других было высочайшего уровня, что русская армия накануне 1917 года стояла в шаге от большой победы, но общество в силу ряда непростых причин к продолжению войны оказалось не готово. А сколько было блестящих примеров исполнения воинского долга! Один пример. Небольшой городок Гродненской губернии Сморгонь. Его оборона продолжалась 810 дней, там немцы проводили газовые атаки, там незабываемой славой покрыл свои знамена Гвардейский корпус, под Сморгонью сражались будущие маршалы А. Шапошников и Р. Малиновский, водил в атаку свой батальон храбрый капитан Михаил Зощенко, в артиллерии воевал Валентин Катаев. Германцы изо всех сил старались взять Сморгонь, но русский фронт стоял нерушимо – до самого марта 1918 года».[11]

Вызывает удивление и восхищение, как возможно такой огромный объём самой разноплановой информации собрать, систематизировать и изложить в форме доходчивого и захватывающего повествования, доступного восприятию любого человека, мало-мальски имеющего интерес к теме. На сегодняшний день, можно решительно утверждать: если вы хотите понять, что такое Первая Мировая война, смотрите цикл Виктора Правдюка.

Он - наш защитник

То же можно сказать и обо всех работах режиссёра. В частности о цикле, предшествующем «Великой и забытой» - «Вторая Мировая день за днём». Этот проект составил 96 серий, по одной на каждый из 82 месяцев войны и по две на наиболее важные её эпиходы. По мнению автора, цикл позволяет «взглянуть на историю человеческой трагедии с совершенно иных позиций, чем это делалось раньше. Работая с хрониками и архивами, внимательно изучая свидетельства очевидцев с двух воевавших сторон, мы пришли к выводу, что подчас судьба того или иного сражения, операции, боевых вылетов или разведывательных действий решалась не в момент их проведения, а в совсем неприметных на первый взгляд встречах и подготовках к их проведению. Каждый момент войны, изученный нами и осмысленный в кадре, приносил подчас неожиданные открытия и неизвестные аспекты».[12]

«Вторая Мировая…» - это фильм не парадный, кои принято было снимать у нас, но и ни в коей мере не огульно очернительный, какие норовят «сляпать» теперь бесстыжие и безграмотные современные «историки»-русофобы. Это фильм абсолютно не конъюнктурный, объективно рассматривающий и оценивающий все известные и вновь открытые факты. Жёстко судя преступления большевистской верхушки, критично разбирая просчёты командования, автор отдаёт должное уважение и полководческим талантам, и безусловному героизму многих и многих русских людей. Дань подвигу русского человека, вынесшего эту страшную катастрофу на своих плечах, красной нитью проходит через весь фильм, рассказывающий, по крупному счёту, не «о доблестях, о подвигах, о славе», но о великой Трагедии. О тех, кто прошёл через неё с честью, как множество солдат, имена которых сохранили лишь затерянные в глуши обелиски, как великий лётчик всех времён и народов Покрышкин, как великое число других героев, которых вовсе не нужно было придумывать советской пропаганде и в которых уж точно не было у нас недостатка. И о тех, кто, чести этой не имея, шагали по трупам, нещадно и бездарно бросая в топку русские жизни, как, например, на века заслуживший проклятье своему имени сталинский любимец Мехлис.

Этот фильм не о Победе, нет - слишком страшная цена была у неё – но… о памяти и скорби. О Жертве. Это пронзительный реквием по всем павшим, который звучит уж точно достойнее, чем бравурные литавры, ритуально раздающиеся теперь уже практически без памяти и, тем более, без сознания той трагедии.

Но, вот, парадокс. Пошлые «литавры» попсового разлива, способные только оскорблять всякое нормальное патриотическое чувство, память саму, не вызывают возмущения «красных патриотов». А показанная по ТВЦ «Вторая Мировая…» вызвала целый шквал истеричных криков, которые при всём желании невозможно назвать критикой. Для пригвождения автора к позорному столбу были вспомянуты все заезженные клейма советских газет – новых так и не родила параличная фантазия красных «ортодоксов». Иван Ильин отмечал некогда, что «советский патриотизм» есть совершенно дикое явление – это не любовь к Родине, к народу, но любовь к политическому строю, к идеологии. Реакция «советских патриотов» на фильм Правдюка всецело подтвердила это мнение. Они простят попсовое глумление над собственными святынями; не ощутят стыда за то, что многие истинные победители остаются у нас доселе не похороненными; охотно примут клевету на всю многовековую историю России (сами и сочиняли её); закроют глаза на нынешнее измывательство надо всем русским. Но Боже упаси тронуть их мифы, их идеологию, их «святыни», их «вождей»! «Не сметь! Не замать! Не пущать! Раздавить!» - в сущности, к этим воплям сводится их «полемика» на уровне кухонной свары.

Между тем, во всяком нормальном человеке «Вторая Мировая…» пробуждает самые разные чувства: праведный гнев в отношении всех имевших место быть преступлений и ответственных за них, скорбь по всем павшим, гордость за настоящих героев и, наконец… желание поклониться до земли, преклонить колена – нет, не перед Вечным огнём Александровского сада – но перед тем самым затерянным в глуши обелиском, на котором начертаны простые русские фамилии, целые семьи, упокоившиеся в безымянных могилах, семьи, составлявшие целые деревни русские, которым никогда уже не суждено было возродиться из пепла. Их память, безусловно, свята для всякого русского сердца вне зависимости от политических убеждений. Что же касается истории, то она требует тщательного, нелицеприятного и бережного изучения, имеющего в основе своей любовь к своей стране и народу. Таким подходом отличаются программы Виктора Правдюка. И недаром ещё по ходу показа цикла сами зрители стали присылать авторам дополнительные сведения и материалы. И недаром среди многочисленных отзывов нередко можно встретить мнение, что «Вторая Мировая день за днём» самый честный и всеохватный рассказ об этой войне на сегодняшний день.

«Собрав уникальную нашу и немецкую кинохронику, изучив и осмыслив вместе с прекрасными военными историками тысячи документов и архивных материалов, Виктор Правдюк, как принято говорить, «пошёл на рекорд», - писал Савва Ямщиков ещё во время работы над фильмом. - Я смотрел первые пять серий вместе с моим итальянским другом-историком Пьетро Кази. Нас потрясла объективность и нестандартность решения гигантского фильма о войне, попытка внимательного, объективного подхода к истокам и причинам страшной вехи в истории человечества».

А, вот, мнение ученика 9-го класса Московской Международной Киношколы Романа Лапина: «Кто такой Виктор Правдюк? Историк, журналист, кинорежиссер. Свободный человек, вся работа которого наполнена глубочайшей любовью к истории и к своему отечеству. Он пытается воссоздать утраченные ценности, которые уничтожались с 1917 года в течении многих десятилетий, протягивая живую нить между поколениями. В истории для него важна каждая мелочь, нюанс, он воссоздает все в точности. В его фильме «Вторая мировая. День за днем» - 96 серий. Каждая из них рассматривает отдельно каждый месяц войны с трех разных точек зрения, в результате чего складывается многомерная, объемная картина происходящего. Виктор Сергеевич Правдюк не ищет повода обвинить, очернить Вторую Мировую войну, нет, он просто раскрывает правду и говорит о том, как было. На мой взгляд, свобода человека заключается в служении чему-то, в выборе своего пути и следовании ему, в этом смысле, Виктор Правдюк живет ради восстановления нашей с вами истории. Он - наш защитник»[13].

Лучше не скажешь!

Окончание статьи

Материал подготовлен Еленой Семёновой

Метки

ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС ДЛЯ ВОПРОСОВ РУКОВОДСТВУ РОВС
pereklichkavopros@gmail.com

НАШ БАННЕР

Перекличка

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

РОВС

Иванов-Лискин

Страница И.Б. Иванова




Наши Вести

Союз Дроздовцев

ЛГКГП

ПравБрат



Помощь блогеру


Разработано LiveJournal.com