?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая страница | Следующая страица

19 ноября (1 декабря) 1825 г. Император Всероссийский Александр I скончался d Таганроге от горячки с воспалением мозга в возрасте 47 лет.

В последние годы перед смертью Александр I всё больше задумывался о Вечном, посещал старца Алексия в Александро-Невской Лавре. Он постепенно отходил от государственных дел, управление государством фактически находилось в руках А.А. Аракчеева.

Столь скорая смерть вызвала в обществе большую массу слухов: поговаривали, что император уехал в Киев, и оттуда будет давать советы по управлению и наставления Николаю Павловичу, нынешнему Государю. В 1830-е гг. появилась легенда, по которой Александр I ушёл и отшельники и поселился в Сибири под именем старца Фёдора Кузьмича. Якобы сие было продиктовано угрызением совести императора от убийства собственного отца, Павла I.

О происхождении старца Федора Кузьмича известно практически ничего. Жизнь Федора Кузьмича более или менее хорошо прослеживается с середины 30-х годов ХIX века. О том, что он делал прежде, имеется несколько весьма смутных намеков. Есть версия, что после своей мнимой смерти государь отправился в Саровскую пустынь, где окормлялся преподобным Серафимом под именем послушника Федора. Сохранился рассказ, как император Николай I не поленился однажды проскакать сотни верст до Сарова, чтобы повидаться с Федором Кузьмичем.

В пользу этой версии можно сказать лишь то, что первые упоминания о Федоре Кузьмиче появляются через какое-то время после смерти святого Серафима. Обратимся к официальным документам.

Первое свидетельство о Федоре Кузьмиче датируется 4 сентября 1836 года. Старец ехал на лошади, запряженной в телегу через Кленовскую волость Красноуфимского уезда Пермской губернии. Документов при нем не нашли. 10 сентября дело было разобрано в суде. Старик имел величественную наружность, приятное обхождение и манеры. Это очень расположило к нему судей, однако все просьбы открыться, сообщить, какого он звания, были тщетны. В результате старец был присужден к 20 ударам плетей и высылке в Сибирь.

И здесь вот что любопытно: старец приговором остался доволен, но, сославшись на неграмотность, доверил расписаться за себя мещанину Григорию Шпыневу. Между тем нам доподлинно известно, что Федор Кузьмич был не просто грамотен, но хорошо образован. И всю жизнь опасался, что образец его почерка попадет к властям.

В Томск арестанты прибыли 26 марта 1837 года. Первые пять лет своей ссылки Федор Кузьмич прожил в селе Зерцалы близ Томска. Никто не видел, как он молился, но после смерти обнаружилось, что колени старца представляют собой сплошные мозоли. Он строго постился, но не требовал, чтобы и другие следовали его примеру. Ходил по селениям и учил детей грамоте, но поучать, лезть с советами ни к детям, ни ко взрослым не пытался. Быть может, поэтому к нему шли за советами отовсюду, шли тысячами. Огромного роста, большой силы, голубоглазый старик в белой полотняной рубахе не воспринимался как юродивый и не вызывал жалости. Поднимал на вилы целую копну сена и легко ворочал бревнами. Это был добрый и умный богатырь, искупающий старые грехи.

Все понимали, что он птица высокого полета, спрашивали, не тяготит ли его нынешняя жизнь, полная лишений. Старец улыбался в ответ и говорил примерно следующее:

"Почему вы думаете, что мое нынешнее положение хуже прежнего? Я сейчас свободен, независим, покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего терять, кроме того, что всегда останется при мне – кроме слова Бога моего и любви к Спасителю и ближним. Вы не понимаете, какое счастье в этой свободе духа".

Вскоре в станицу Белоярскую прибыл сосланный из Петербурга священник отец Иоанн Александровский, хорошо знавший Александра I. Священник сразу стал говорить всем, что опознал в Федоре Кузьмиче «почившего» Императора, и что он ошибиться не мог. Уход старца в затвор слухи не пресек – поэтому Федору Кузьмичу пришлось покинуть станицу Белоярскую.

В 1849 году старец перебрался в келью, построенную для него крестьянином Иваном Латышевым близ села Краснореченского, рядом с пасекой. Об этом периоде сохранилось воспоминание, как Федора Кузьмича навещал архиерей – Афанасий Иркутский. Что поразило местных жителей: разговаривали они на иностранном языке – скорее всего, на французском. На этом языке старец общался и с другими знатными посетителями.

Удивительны были рассказы Федора Кузьмича о последних десятилетиях русской истории, которую он знал едва ли не досконально.

Рассказывая о войне 1812 года, он сообщал такие подробности, что его знакомые из образованных ссыльных, священники, казаки, солдаты не переставали удивляться. Вспоминал об Аракчееве, Суворове, Кутузове. О Кутузове старец обронил, что царь Александр этому полководцу завидовал. И рассказал, как вышло, что Кутузов был назначен главнокомандующим в Отечественную войну:

"Когда французы подходили к Москве, император Александр припал к мощам Сергия Радонежского и долго со слезами молился этому угоднику. В это время он услышал, как внутренний голос сказал ему: "Иди, Александр, дай полную волю Кутузову, да поможет Бог изгнать из Москвы французов".

Когда пришло известие о смерти Николая Первого, Федор Кузьмич отслужил панихиду и долго, истово, со слезами молился.

В последние свои дни старец страдал, но терпел, стараясь никого не беспокоить. Это было для него очень характерно. Когда прибыл его исповедовать отец Рафаил из Алексиевского монастыря, то и на смертном одре Федор Кузьмич наотрез отказался раскрыть свою тайну: "Это Бог знает, – тихо проговорил Федор Кузьмич в ответ на предложение назвать имя своего ангела, для помина души. Имена родителей он также назвать отказался, сказав лишь, что Святая Церковь за них молится.

Умер Федор Кузьмич, сложив пальцы для крестного знамения. Похоронили старца, как он и завещал, в томском Алексиевском монастыре. Над могилой был поставлен крест с надписью: "Здесь погребено тело Великого Благословенного старца Феодора Козьмича". Слова: "Великого Благословенного" власти велели скрыть. Но со временем белая краска слиняла, и надпись вновь себя обнаружила.

В XX веке легенда о старце Федоре Кузьмиче и Александре I стала обрастать новыми слухами. В 1921 г. в Петропавловском соборе была вскрыта гробница Александра I, которая оказалась пустой. Также в русской эмигрантской прессе в 1920-е годы появился рассказ И. И. Балинского об истории вскрытия в 1864 году гробницы Александра I, оказавшейся пустой. В неё якобы в присутствии императора Александра II и министра двора Адлерберга было положено тело длиннобородого старца. По воспоминаниям советского астрофизика Иосифа Шкловского, антрополог Михаил Герасимов пытался получить разрешение у правительства на вскрытие гробницы императора, но ему было отказано.

Тем не менее, существуют веские доводы против истинности легенды о происхождении старца. Почерки Александра I и Феодора не похожи. Южнорусские и малорусские слова, которых Александр в силу столичного воспитания и образования не употреблял в речи, были характерной чертой речи старца, однако на смертном одре, по воспоминаниям современников, совершенно не был на себя похож. Аристократические манеры также не могут быть надежным указанием на Александра I: нередки были случаи ухода знатных людей в монастырь или в затвор.

Одним из ключей к вопросу о происхождении Феодора Кузьмича являются две записки, найденные в вещах старца после его смерти:


Первая записка, лицевая сторона: ВИДИШИЛИ НАКАКОЕ ВАС БЕЗСЛОВЕСИЕ СЧАСТИЕ СЛОВО ИЗНЕСЕ
Первая записка, оборотная сторона: НО ЕГДА УБО А МОЛЧАТ П НЕВОЗВЕЩАЮТ

На лицевой стороне второй записки - таблица:
1 2 3 4
о в а зн
i Дк ео амвр А КРЫЮТ СТРУФИАН
с з Д я

Вторая записка, оборотная сторона:
ВО ВО
1837 г. МАР.26 В ВОЛ
43 пар

Попытки расшифровать данные записки предпринимались неоднократно, единого мнения о содержании записки на сегодняшний день не существует. Оригинальные записки были утрачены в 1909 г., до нашего времени дошли лишь фотокопии.

Вполне возможно, что старец Феодор был неизвестным подвижником, искупавший грехи и Александра I, и свои. В православной традиции такое подвижничество иногда практиковалось. Но как бы то ни было: тайна Федора Кузьмича не будет раскрыта, если того не захочет Господь.

А. Залесский

Метки

ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС ДЛЯ ВОПРОСОВ РУКОВОДСТВУ РОВС
pereklichkavopros@gmail.com

НАШ БАННЕР

Перекличка

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

РОВС

Иванов-Лискин

Страница И.Б. Иванова




Наши Вести

Союз Дроздовцев

ЛГКГП

ПравБрат



Помощь блогеру


Разработано LiveJournal.com