?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая страница | Следующая страица

В данной статье проявилась попытка объединить основные сведения о чудесах от иконы Пресвятой Богородицы на основании текстов летописей, сказаний и других архивных материалов. По возможности, даже в случае перевода текста на современный русский язык составитель попытался сохранить стилистику первоначального текста. Поскольку целью этого сборника было нравственное назидание, но не историческое исследование, ссылки на источники преднамеренно опущены. Работа не претендует на полноту изложения и требует дальнейших исследований.

Первое упоминание о Владимирской иконе Богоматери в русских летописных источниках связано с именем святого благоверного князя Андрея Боголюбского и находится в летописи Боголюбского монастыря.

Лаврентьевская летопись, повествуя об основании княжеского стола в северных землях, говорит, что в 1153 году ушел князь Андрей из Киева от отца своего в Суздаль и принес икону Пресвятой Богородицы, которую привезли из Царьграда.

Это повествование дополняет «Сказание о чудесах Пресвятой Богородицы Владимирской» (литературный памятник последней четверти XII века. По мнению С. Соловьева, он принадлежит руке самого князя Андрея Боголюбского). В 1155 году князь Юрий Долгорукий отдал Вышгород во владение своему сыну князю Андрею. Но князь Андрей уже помышлял основать на севере новое, независимое от Киева, владение. Задолго до того, как уйти в северные земли, он услышал об иконе Божией Матери, привезенной из Константинополя, и о том, что икона трижды сходила со своего места, как бы показывая тем самым, что Царице Небесной угодно избрать новое место для Своей иконы. Услышав об этом, благоверный князь подумал: не в северных ли землях то место, где угодно пребывать иконе Божией Матери? Желая испросить Божие благословение на основание независимого княжества в Ростовско-Суздальских землях, князь Андрей отправился в Вышгородский монастырь, где со слезами молился перед иконой Богоматери, прося Ее быть заступницей Ростовской земле и новопросвещенным людям. В 1155 году, без ведома отца, князь Андрей покидает Вышгород, взяв с собой чудотворную икону Божией Матери.

Многими чудесами и знамениями сопровождался путь иконы Царицы Небесной. Недалеко от реки Яузы, князь послал проводника проверить брод. Но как только проводник спешился с лошади, то стал увязать в илистом дне. Никто не мог ему помочь. Видя его неминуемую гибель, благоверный князь стал усердно молиться перед иконой: «Пресвятая Владычица наша Богородица, буду повинен в его смерти, если Ты не спасешь его». Тотчас человек смог выбраться из речной пучины и, вскочив на лошадь, добрался благополучно до берега. Князь, одарив его, отпустил домой.

Переправившись через Яузу, проходили Рогожские поля. Супруга священника Николая, ехавшая с княжескими спутниками, сошла с повозки. В это время внезапно взбесившийся конь, сбросив с себя возницу, поломал ему ногу. Попадья же, оказавшаяся под копытами лошади, запутавшейся в одежде несчастной женщины, лежала замертво. Об этом рассказали самому священнику Николаю, и тот, обратившись к иконе Богоматери, воскликнул: «Госпожа, Пречистая Богородица Владычица, неужели не можешь избавить от смерти умершую?» Сейчас же конь высвободился, а женщину нашли живой, причем на теле ее не осталось и следов ударов копыт.

В продолжение пути, недалеко от Владимира, лошади, на которых везли чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Меняли лошадей и даже икону переставили на сани, но ничего не помогало – ни один конь не смог сдвинуть саней с места. Князь Андрей назвал это место Боголюбимым, потому что Богоматерь возлюбила его, и построил здесь две каменные церкви во имя Богородицы и заложил город, который назвал Боголюбов. Здесь икона Богоматери оставалась некоторое время до построения храма во Владимире.

В 1158 году князь Андрей приступил к построению во Владимире каменной церкви в честь Богоматери. Через два года церковь была построена и великолепно украшена. Вот как говорит об этом летописец: «Этот храм был украшен с щедростью изумительной; пять куполов были вызолочены, трое дверей церковных украшены золотом, паникадила серебряные вызолоченные, ризы на иконах из золота, украшены жемчугом, священнические ризы шиты золотом». И сама чудотворная икона была богато украшена окладом из золота, серебра с драгоценными камнями и крупным жемчугом. Одного золота употреблено было на украшение иконы более тридцати гривен.

Построив храм во Владимире, князь Андрей в 1160 году перенес в него из Боголюбова чудотворную икону Богоматери, и с тех пор она стала именоваться Владимирскою.

Много чудес и знамений совершилось здесь от чудотворной Владимирской иконы. И сам князь Андрей скоро испытал силу благодатной помощи Богоматери своему народу и своему княжеству.
В 1164 году была построена церковь Благовещения на Золотых воротах. Эти каменные ворота с московской стороны были важным оборонительным узлом в линии новых городских стен. Князь спешил завершить постройку к празднику, поэтому известь не успела засохнуть должным образом, и во время праздника, когда народ сошелся на торжество, петли, державшие ворота, вывалились из стены, и двенадцать человек были придавлены створками ворот. Услышав об этом, князь со слезами молился перед иконой, обвиняя себя в смерти несчастных. Но когда смогли поднять ворота, то увидели всех заваленных живыми и здоровыми.

В год освящения Золотых ворот князь Андрей совершил поход на волжских болгар, взяв с собой по обычаю чудотворную икону Владимирскую. Перед сражением князь и все воины коленопреклоненно молились пред чудотворным образом Божией Матери, прося Ее быть им Покровом и Помощницей в предстоящей битве. Упование на Богоматерь не подвело князя Андрея. Укрепляемый силой Божией, он одним сражением рассеял болгар и далеко преследовал их. Возвращаясь из погони с конницею, он увидел, что его пехота стоит под княжеским стягом, вокруг победного знамени – Владимирской иконы. Князь Андрей и все воины с радостью вознесли хвалу и благодарение Царице Небесной. В тоже время все увидели, как свет исходит от икон Спасителя и Божией Матери и озаряет весь полк. В этот день одержал победу над сарацинами и греческий император Мануил, который также видел свет, исходящий от Креста Господня. В память о чудесах и славных победах, дарованных православным воинам благодатной помощью Божией, в этот день 1 августа (14 августа по н. ст.) было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В 1175 году благоверный князь Андрей Боголюбский был убит мятежниками. Тело его несколько дней лежало без погребения, а чернь, подстрекаемая убийцами, грабила Боголюбов и Владимир. Священник Николай, привезенный князем Андреем из Вышгорода, стал ходить по городу с Владимирской иконой Божией Матери – и мятеж утих. Владимирцы, любившие князя Андрея, позаботились о погребении и с честью похоронили его в соборном Владимирском храме.

По смерти князя Андрея Владимирский престол пытался занять его брат Михаил. Но между ним и его племянниками Ярополком и Мстиславом Ростиславичами началась междоусобица. Ярополк, по совету ростовцев, недовольных Михаилом, осадил Владимир и после семи недель осады вынудил Михаила покинуть город. Так в 1176 году на престол Владимирский вступили Ярополк и Мстислав. Ростиславичи в самые первые дни своего княжения взяли себе ключи от богатого соборного Владимирского храма и захватили пожертвования князя Андрея, чудотворную Владимирскую икону Богоматери отдали князю Глебу Рязанскому, союзнику Ростиславичей, что возбудило всеобщее негодование в народе. Решено было изгнать Ярополка и Мстислава и снова призвать Михаила Юрьевича. Узнав об этом, Ростиславичи решили истребить князя Михаила и его дружину. Суздальский полк неожиданно напал на Михаила, и тому грозила неминуемая гибель, потому что его воины не были готовы к битве. Но едва началась перестрелка, как воины Ростиславичей, не вступая в рукопашный бой, бросили княжеское знамя и побежали, «гонимые гневом Божиим и Святой Богородицы», – так объясняет летописец эту необыкновенную и неожиданную победу, которую князь Михаил достойно приписал заступлению Божией Матери. Князь Михаил снова вступил на Владимирский престол. Он возвратил отнятые у соборного Владимирского храма ценности. Вооруженною рукою хотел Михаил возвратить от Глеба Рязанского Владимирскую икону Богоматери, но раскаявшийся Глеб сам вернул икону и захваченные при разграблении Владимира ценности. Славная икона Владимирская, с радостью встреченная народом, снова была поставлена в соборном Владимирском храме.

После смерти Михаила на Владимирский престол вступил его брат Всеволод. Но ростовцы и суздальцы, недовольные возвышением Владимира и желая сохранить его подчиненное положение, хотели видеть на Владимирском престоле Мстислава. Между князьями вновь началась междоусобица. Князь Всеволод выступил против Мстислава. Летопись передает, что когда войска князя были уже около Суздаля, то случилось знамение от чудотворной иконы Владимирской: «Явил Бог и Пресвятая Богородица новое чудо: видели Божию Матерь Владимирскую, и весь град и до основания, как бы на воздухе стоящим». В этом видении все усмотрели благоволение Богоматери к избранию Всеволода, и он действительно одержал легкую победу над своими врагами.

Описывая чудеса и знамения, бывшие от Владимирской иконы Божией Матери, говоря о быстром возвышении Владимира, победах над врагами, летописец как бы подчеркивает мысль, что все это несомненно связано с покровом и заступничеством Пресвятой Богородицы, с пребыванием в городе Ее чудотворного образа: «Мы же да подивимся, – говорит он, – чуду новому и великому и преславному Матери Божией, как заступила град Свой от великих бед, и граждане Свои укрепляет».

В 1237 году произошло событие, предопределившее более чем на два столетия дальнейший ход русской истории – нашествие татар. Захватив Рязань, Коломну и Москву, 3 февраля к стенам Владимира приступил хан Батый. Рано утром 7 февраля начался приступ, а к обеду город был взят. Бывшие в то время на Владимирском престоле князья Всеволод и Мстислав бежали с теми, кто мог. А в городе, во Владимирском Златоверхом соборе – последнем месте спасения от пожара и захватчиков – укрылись епископ Митрофан с княжеским семейством, боярами и прочими людьми. Татары зажгли собор и отбили двери. Многие погибли в огне, иные задохнулись от дыма, иные погибли от мечей врагов. Серебро, золото, драгоценные каменья, украшения икон и книг – все сделалось добычей варваров. И с чудотворной Владимирской иконы Богоматери был снят и похищен татарами ее драгоценный оклад. Но, к удивлению всех, сама икона нисколько не была повреждена ни от рук татар, ни от огня, уничтожившего храм. «Это было, замечает летописец, по благодати Божией Матери, неотъемлемой от Ее иконы, в уверение благочестия и на соблюдение земли Русской». После ухода татар Владимирским князем стал Ярослав. Он очистил и восстановил Владимирский собор, снова благолепно украсил чудотворную Владимирскую икону и поставил ее в храме на прежнем месте.

Но время славы Владимира уже прошло. Надлежало исполниться пророчеству святителя Петра о Москве, что она взыдет на плечи врагов, если воздвигнется в ней храм в честь Божией Матери. И этот храм – Успенский собор – уже был воздвигнут, и Москва начала быстро возвышаться над всеми княжествами русскими. Но еще недоставало в ней славной Владимирской иконы Богоматери – чудного покрова и заступления земли Русской. И это вскоре исполнилось – икона была перенесена в Москву. И вновь, при самом перенесении иконы, Богоматерь явила Свою благодатную помощь нашему Отечеству. «Придите, Российские люди, – взывает Святая Церковь, – приидите верных собрания в сретение Царицы Богоотроковицы! Ибо грядет Царица Своим честным образом спасти град и люди от врагов безбожных без брани» (стихира службы).

В 1395 году в пределы России вступил грозный монгольский завоеватель Тамерлан. Страшную угрозу представлял он для раздробленной Русской земли. Вот что летопись говорит о нем: Темир-Аксак (Тамерлан) был выходец из самых низших слоев общества. Зарабатывая себе на пропитание кузнечным ремеслом, он снискал репутацию злого и жестокого вора. Оказавшись отверженным от общества за свой образ жизни, Темир стал заниматься грабежом и разбоем. Еще обладая незначительными силами, он смог разбить 10-тысячное войско персидского полководца Карамандина. Несколько позже, когда численность его войска возросла до 150 тысяч, он огнем и мечом прошел Грецию. Победив союзников Турецкого царя Баозита и Сербского Стефана, захватил Дамаск и хотел идти к Иерусалиму. Но, услышав предание о том, что всякий покоривший Иерусалим бывает наказан от Бога, изменил планы и пошел дальше на Восток. Жестокость Тамерлана не знала границ. По его приказанию женщин и детей закапывали живыми в землю, мужчин бросали на растерзание диким зверям, умолявших о пощаде он топтал лошадьми, говоря: «Освободил несчастных от скорби и забот мира сего». На Востоке Тамерлан захватил Ассирию, Вавилон, Севастию, Армению, Китай. Он победил ордынских князей и захватил Сарай Великий и Великую Орду Тохтамыша. Именно перед этой грозной силой оказалось Русское государство.

Направляя путь свой к Москве, Тамерлан завладел Ельцом, вошел в княжество Рязанское и приближался к берегам Дона. При всеобщем унынии людей, ожидавших возвращения времен Батыя, великий князь Василий Дмитриевич повел свои войска для отражения сильного неприятеля и остановился за Коломною на берегу Оки. Между тем весь народ, устрашенный слухами о несметных полчищах и свирепости Тамерлана, усердно молился об избавлении от нашествия иноплеменных. Князь Василий, не надеясь на свои войска, решил прибегнуть к всесильной помощи Божией Матери. Он писал из Коломны митрополиту Киприану, чтобы тот послал во Владимир за чудотворной иконой Богоматери. Святитель Киприан и сам думал о перенесении Владимирской иконы в Москву и приказание князя принял за знак благоволения Царицы Небесной о перенесении Ее иконы. Немедленно отправил он во Владимир почетное духовенство Московского Успенского собора. Наступивший перед праздником Успения пост был посвящен самым усердным молитвам и покаянию. Сам митрополит почти не выходил из церкви, каждый день совершал Божественную литургию, приносил слезные молитвы за князя и его воинов. Отправленное во Владимир духовенство 15 августа (ст. ст.) после литургии и молебна приняло на свои руки чудотворную икону,и священное шествие отправилось в Москву.

Горестно провожали владимирцы любимый ими образ: «Куда Ты отходишь от нас, Владычица? Оставляешь нас сиротами, отвращаешь от нас лицо Свое?» Чрез десять дней крестный ход с чудотворной иконой Богоматери приблизился к стенам Москвы. Весь народ, от мала до велика, вышел в сретение Владимирской иконы. Все, преклонив колена, слезно взывали к Царице Небесной; «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Митрополит, епископы и все духовенство столицы, в сопровождении великокняжеского семейства, бояр и народа, торжественно встретили святыню за городом около церкви преподобной Марии Египетской. «Во всем множестве народа, – говорит летописец, – нельзя было видеть человека, который бы не плакал и не воссылал с упованием молений ко Пресвятой Богородице».

В Сретенском монастыре есть замечательное полотно встречи иконы в Москве.

И молитва веры была услышана. В тот самый день и час, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, как пишут летописцы, Тамерлан дремал в своем шатре и вдруг увидел необычный сон. С вершины большой горы к нему спускались многие святители с золотыми жезлами в руках. Над ними в лучезарном сиянии явилась некая Жена, благолепия и величия неописанного, окруженная множеством небесных воинов. Она молилась с простертыми вверх руками и потом, обратив взор на Тамерлана, грозно повелела ему оставить пределы Русской земли. В то же время по Ее повелению устремились на Тамерлана молниеносные воины, окружавшие Царицу Небесную. В страхе проснувшись, Тамерлан созвал своих военачальников и рассказал им свое видение, спрашивая, что значит этот ужасный сон? «Эта величественная Жена, – говорили они, – должно быть Мать Бога Христианского, и Она, конечно, намерена теперь помочь им, потому что они почитают Ее своею Заступницей». «И мы не одолеем их, – сказал монгольский хан, – ибо, если одного только из предстоящих Ей пошлет, он победит нас», – и велел войскам своим идти обратно из пределов Руси, к удивлению русских и самих татар.

С невыразимой радостью приняли в Москве известие об удалении Тамерлана. «Не наши воеводы прогнали его, не наши воинства устрашили его, но сила невидимая послала на него страх и трепет. Гневом Божиим гонимый, он удалился из земли Русской» – так повествует нам о событиях 1395 года «Повесть на сретение чудотворного образа Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

В память чудесного заступления Богоматери решено было па месте сретения Владимирской иконы поставить Сретенский монастырь, а день 26 августа (8 сентября) повсеместно праздновать как день избавления России от страшного врага. В этот день установлено было также совершать крестный ход с иконой Богоматери от Успенского собора до Сретенского монастыря.
После установления на Москве крестного хода древко иконы было обрезано, а поля расширены. В 1408 году князь Василий Дмитриевич приказал украсить росписью и Владимирский Златоверхий храм. Работа была поручена великим иконописцам – преподобному Андрею Рублеву и Даниилу Черному. С чудотворной Владимирской иконы была сделана копия, которую поставили во Владимирском соборе. Эта икона также прославилась многими чудесами и глубоко чтима народом.

В 1408 году неожиданно подступил к Москве хан Едигей. Князь уехал в Кострому собирать войска. Жители Москвы, не ожидая помощи от людей, усердно молились пред чудотворной Владимирской иконой Богоматери: «Милосердая Владычице, Заступница наша неотступная! Не предай нас в руки врагов наших, но избави нас, на Тебя уповающих». И Едигей, так и не начав осады Москвы, получив весть о возмущении в Орде, поспешно удалился от Москвы, взяв с нее откуп.

Продолжение следует

А. Лымарев

Метки

ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС ДЛЯ ВОПРОСОВ РУКОВОДСТВУ РОВС
pereklichkavopros@gmail.com

НАШ БАННЕР

Перекличка

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

РОВС

Иванов-Лискин

Страница И.Б. Иванова




Наши Вести

Союз Дроздовцев

ЛГКГП

ПравБрат



Помощь блогеру


Разработано LiveJournal.com