?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая страница | Следующая страица

(Публикуется в сокращении)

С 80-х годов и до распада СССР в конце 1991 года существовало множество планов нанесения ядерных ударов США по территории СССР, которые предусматривали ведение ядерной войны в течение 3-6 месяцев.

27 сентября 1991 года президент США Д.Буш (старший) объявил, что США в одностороннем порядке обязуется:
— ликвидировать ядерное оружие (ЯО) малой дальности наземного базирования (артиллерийские снаряды, боеголовки баллистических ракет (БР) малой дальности):
— снять тактическое ядерное оружие (ТЯО) с надводных кораблей, ударных подводных лодок (имеются в виду многоцелевые подводные лодки), морской авиации наземного базирования. Большая часть ядерных боеприпасов (ЯБП) наземного и морского базирования будет демонтирована и уничтожена, а остальные будут храниться на центральных пунктах хранения;
— стратегические бомбардировщики (СБ) выводятся из состояния боевого дежурства;
— прекращается разработка МБР МХ мобильного базирования;
— отменяется программа создания ядерной ракеты малой дальности для СБ;
— упорядочить управление стратегическими ядерными силами (СЯС) (оперативные командования ядерными силами ВМС и ВВС сводятся в стратегическое командование США под началом одного командующего с участием обоих видов ВС).

5 октября 1991 года встречное заявление сделал руководитель СССР М.Горбачев:
— ликвидируются все ядерные артиллерийские боеприпасы и ЯБП тактических ракет;
— изымаются из войск и сосредотачиваются на центральных базах ЯБП зенитных ракет, часть из них ликвидируется;
— ликвидируются все ядерные мины;
— снимается все ТЯО с надводных кораблей и многоцелевых подводных лодок. Это оружие, а также ЯО авиации ВМФ наземного базирования складируется в местах централизованного хранения, часть его ликвидируется;
— СБ выводятся из состояние боевого дежурства, а их ЯО размещается на войсковых складах;
— прекращается разработка модифицированной ядерной ракеты малой дальности для СБ;
— прекращается разработка малогабаритной МБР;
— не наращивается количество пусковых установок (ПУ) МБР железнодорожного базирования сверх имеющихся и не будет осуществляться модернизация этих ракет. Все МБР железнодорожного базирования будут находиться в местах постоянной дислокации;
— снимается с боевого дежурства 503 МБР. Выводится из боевого состава 3 ПЛАРБ с 48 ПУ БРПЛ (дополнительно к ранее выведенным 3 ПЛАРБ с 44 ПУ);
— осуществляется более глубокое сокращение стратегических наступательных вооружений (СНВ), чем это предусмотрено Договором (к концу семилетнего срока сокращений количество ЯБП на СНВ составит не 6000 единиц, как установлено по Договору, а 5000 единиц;
— в целях повышения надежности контроля над ЯО объединяются под единым оперативным управлением все СЯС. Стратегические оборонительные системы включаются в единый вид ВС.

Поскольку в конце 1991 года СССР распался на множество независимых государств, то 29 января 1992 года прозвучало заявление президента РФ Б.Ельцина:
— снято с боевого дежурства около 600 стратегических БР наземного и морского базирования;
— ликвидированы или готовятся к ликвидации 130 шахтных ПУ МБР;
— подготовлены для демонтажа ПУ 6 атомных подводных лодок;
— прекращены программы разработки или модернизации нескольких типов СНВ;
— прекращается производство СБ Ту-160 и Ту-95МС;
— прекращается производство крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) большой дальности существующих типов;
— прекращается производство существующих типов ядерных крылатых ракет морского базирования (КРМБ). Новые типы таких ракет не будут создаваться;
— сокращено вдвое и будет далее сокращаться количество ПЛАРБ, находящихся на боевом патрулировании;
— прекращено производство ЯБП для тактических ракет наземного базирования, а также производство ядерных артиллерийских снарядов и ядерных мин. Запасы таких ЯБП будут ликвидированы;
— будет ликвидирована треть тактического ЯО морского базирования и половина ЯБП для зенитных ракет;
— наполовину будут сокращены запасы авиационных тактических ЯБП.

Последними из планов ядерных ударов США по России являлись «Единый комплексный план ведения военных действий» SIOP-92 (количество объектов поражения ЯО до 4000, которые в основном располагались на территории РФ) и SIOP-97 (количество объектов поражения ЯО до 2500, в основном на территории РФ). Следует отметить, что для поражения одной цели может назначаться несколько ЯБП.

В 1999 году разработан новый план SIOP-00 (количество объектов поражения ЯО до 3000, из них 2000 на территории РФ). Из приведенных данных видно, что после распада СССР наиболее опасным вероятным противником США стала считаться Россия. В то же время количество целей на ее территории к 1999 году уменьшилось в 2 раза. Военно-политическое руководство США стало обращать более пристальное внимание на другие страны, в частности на Китайскую Народную Республику.

Зарождение концепции быстрого глобального удара

Идея глобального удара (быстрого высокоточного удара с территории США в течение 90 мин) по особо важным объектам возникла у специалистов ВВС в 1996 году. Они предполагали, что к 2025 году США будут иметь дальнобойные обычные и планирующие баллистические ракеты в неядерном снаряжении. В 1999 году специалистами ВВС также был рассмотрен вариант внезапного массированного ядерного удара (МЯУ) по РФ. По их оценкам, были полностью уничтожены в пунктах постоянной дислокации СБ, мобильные комплексы МБР, ракетные комплексы железнодорожного базирования, РПКСН на военно-морских базах, до 90% МБР шахтного базирования и один из двух РПКСН, находящихся на боевом патрулировании. В ответном ударе территорию США поразило менее 5% ЯБП, которые имелись у России. По результатам проведенных оценок было высказано предположение, что при усилении ПРО возможно снижение количества ЯБП, поражающих объекты на территории США, до значения менее 1%.

При межэтническом военном конфликте на территории Боснии и Герцоговины СБ ООН наложило эмбарго на поставку вооружения воюющим сторонам. Особенно за это высказывались Европейские страны (в т.ч. участницы НАТО) – им не нужен был конфликт в Европе. Американцы заявили о продолжении поставок вооружения и снаряжения в одностороннем порядке (в Интернете убрано упоминание об этих событиях. Остались только в газетах). Европейские страны промолчали в ответ. С той поры начался (или продолжился) процесс «подмятия Европы под США».

При воздушных ударах по территории Сербии (Югославия) была опробована практика разрушения страны (и смена режима) воздушными ударами, ввод войск НАТО в Косово. Но это оказалось возможным только за счет международной изоляции страны. Европа окончательно стала вассалом Соединенных Штатов.

К концу 1999 года американское военно-политическое руководство признало «…Имеющийся план SIOP-00 несбалансированным и не отвечающим новым военно-политическим условиям». В начале 2000-х гг. МО США в соответствии с указаниями Президента произвело обновление планов ядерных ударов. После прихода к власти Президента Д.Буша (младшего) планы по строительству ПРО были пересмотрены. Стал рассматриваться проект создания эшелонированной системы, ключевым требованием к которой стала способность перехвата БР любой дальности на всех участках траектории. Создание подобной системы противоречило положениям Договора об ограничении ПРО.

В 2001 году под глобальным ударом специалисты ВВС при проведении командно-штабных учений (КШУ) все еще подразумевали «пробитие коридоров» в зонах ПВО для поражения важных целей на территории противника. После терактов на территории США в сентябре 2001 года МО заявило о намерении создать новый конгломерат из наступательных ударных систем: СЯС, обычных ударных сил и сил информационных операций. В 2002 году задача глобального удара была включена в обязанность Объединенного стратегического командования (ОСК). В июне 2002 года США в одностороннем порядке вышли из Договора по ПРО.

Первым обновленным национальным планом ведения ядерной войны стал OPLAN-8044, вступивший в силу в 2004 году. Он включал в себя множество вариантов, пригодных к применению в широком спектре сценариев развития военно-политической обстановки. В плане OPLAN-8044 удары были меньшими по масштабу, однако возможность нанесения МЯУ сохранялась.

МЯУ может наноситься внезапно без доразвертывания СНВ, состав которых соответствует СНВ-3, чем обеспечивается скрытность и оперативность подготовки удара. МЯУ может наноситься после доразвертывания с использованием «возвратного потенциала» ЯБП и резервных носителей, что обеспечивает увеличение мощи удара. Выбор между указанными вариантами определяется условиями обстановки и зависит от времени, требуемого для непосредственной подготовки ядерного удара и доразвертывания СНВ.

Ниже проведена оценка потребности стратегических наступательных сил США в ЯБП на основе рассекреченных планов ядерных ударов по РФ. Объектами поражения МЯУ являются ШПУ МБР, пункты постоянной дислокации (ППД) МБР мобильного базирования, пункты базирования сил флота, авиабазы, пункты хранения ЯБП, предприятия ядерного оружейного комплекса, пункты управления и связи.

На каждую ШПУ с МБР назначается по два боевых блока на наземный подрыв Mk21 и один Mk5. Считается, что обстрел одного объекта разными типами средств доставки ЯБП обеспечивает более высокую гарантию поражения цели по сравнению с другими вариантами. В ППД МБР мобильного базирования целями считаются сооружения для самоходных пусковых установок и другие стационарные объекты. Местоположение рассредоточенных самоходных установок в момент удара достоверно неизвестно, их поражение считается практически невозможным. На каждый ППД назначаются по два боевых блока Mk4А на наземный подрыв, что позволяет уничтожать нерассредоточенные СПУ, а также административные и технические здания и сооружения.

Рассматривается несколько уровней поражения пунктов базирования сил флота: от ударов по инфраструктуре базирования РПКСН до поражения объектов, которые могут быть использованы флотами. Для поражения каждого объекта может назначаться несколько ЯБП. Аналогичный подход реализуется при планировании ударов по объектам военной авиации. Минимальным уровнем считается поражение авиабаз СБА. Наращивание поражения предполагает удары по другим аэродромам, а также целям, связанным с функционированием авиации. На объект назначается от одного до трех ЯБП.

К объектам класса «пункты хранения ЯБП» отнесены базы хранения «национального уровня». На каждую, учитывая их высокую защищенность, назначается по 8 ЯБП на наземный подрыв. При этом создается радиоактивное заражение местности, исключающее на длительное время любую деятельность на территории объекта, в том числе аварийно-спасательные и эвакуационные работы.

В число предприятий ядерного оружейного комплекса включены федеральные ядерные центры, заводы по производству ЯБП, их компонентов, а также заводы по производству ядерных материалов. На объект назначается 1-5 ЯБП.

Перечень пунктов управления и связи включает пункты высшего государственного и военного управления, элементы систем управления СЯС и силами общего назначения, управления и наблюдения за космическими объектами, а также элементы телекоммуникационной системы. Их основными поражаемыми элементами считаются радиопередающие, радиоприемные и радиолокационные станции, антенные устройства и другие объекты, имеющие низкую стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва. В связи с этим для поражения каждого объекта назначается один ЯБП.

В результате внезапного МЯУ ожидается:
– поражение около 93% ШПУ с МБР;
– уничтожение мобильных МБР, находящихся в ППД;
– уничтожение РПКСН, находящихся в базах, и инфраструктуры базирования флота;
– уничтожение самолетов-носителей на аэродромах и инфраструктуры базирования авиации;
– уничтожение всех пунктов хранения с находящимся в них запасами ЯБП;
– уничтожение инфраструктуры разработки и производства ЯБП;
– вывод из строя системы высшего государственного и военного управления.

В 2005 году в составе ОСК появилось Командование космических операций и глобального удара — структура, которая четко определила региональную направленность удара и отделила его от стратегических ядерных операций, а также от крупномасштабных операций без применения ЯО.

На повестку дня встал вопрос пересмотра существовавшей военной доктрины. Новая концепция подразумевает достижение Соединенными Штатами глобального военного превосходства за счет расширения арсенала их вооруженных сил путем создания суперэффективных неядерных средств, способных наносить молниеносные удары по источникам угрозы.

В ноябре 2006 года на саммите НАТО впервые прозвучало предложение о распространении действия статьи 5 Договора об совместной обороне на международную энергетическую политику. НАТО в этом случае придется оказывать помощь любому члену союза, энергетические запасы которого подвергаются внешней угрозе.

В 2007 году принята доктрина, в соответствии с которой в случае возникновения угрозы нападения на США, на американские объекты или на ее граждан за рубежом ВС должны быть способны в течение 60 минут нанести удар высокой мощности и точности по любой точке земного шара с целью нейтрализации таких действий.

В соответствии с доктриной был разработан в 2009 году «План стратегического сдерживания и глобального удара. OPLAN-8010». По сравнению с OPLAN-8044 он содержит «более гибкие варианты гарантий безопасности союзников США, сдерживания и, при необходимости, нанесения поражения противнику в широком спектре чрезвычайных обстоятельств».

Количество ЯБП, применяемых в различных вариантах ударов, составляет от нескольких так называемых «адаптивных ядерных ударах» до более тысячи при МЯУ. OPLAN-8010 включает в себя и варианты неядерных ударов, которые не пересекаются с планами ядерных ударов. Таким образом, несмотря на определенное возрастание роли обычных высокоточных средств поражения в военной политике США, ЯО продолжало рассматриваться не только как инструмент сдерживания противников, но и как средство их решительного разгрома.

В 2009 году на докладе в комиссии Конгресса США было отмечено: «…РФ имеет намерение модернизировать свои базовые платформы для доставки ЯБП, но не имеет для этого технических ресурсов и научного потенциала. В настоящее время работоспособны всего 3 СБ Ту-160 из 15. К 2019 году не останется ни одного летающего экземпляра из-за отсутствия запасных частей. После 2019 года в строю останутся только около 50 СБ Ту-95. Из 8 РПКСН могут выходить в море 4. После 2019 года возможен ввод в строй еще 2 подводных лодок с доведением общего количества до 5-7 работоспособных (при нахождении на боевом дежурстве не более 2-3). Большинство МБР будут сняты с вооружения в 2017-2019 годах в связи с превышением срока гарантии в 2,5-3 раза. Возможно принятие на вооружение до 2019 года до 40 МБР».

В 2010 году создано Командование глобального удара ВВС США с включением в его состав всех МБР, бомбардировщиков В-52Н и В-2А (с 2015 года и СБ В-1В). Было сообщено, что назначением Командования глобального удара является «ядерный и обычный удар – ключевой компонент стратегического сдерживания устрашением».

В апреле 2010 года Президент Б.Обама говорил о пересмотре доктрины национальной безопасности США: «…Угроза ядерной войны снизилась до минимального значения… Основной угрозой является ядерный терроризм…». Также говорилось о нераспространении ЯО и ракетных технологий. Россия не упоминалась в списке угроз национальной безопасности США.

В 2010 году в новой стратегической концепции «Активное вовлечение, современная оборона НАТО» особое внимание уделено угрозам, связанным с перебоями энергоносителей и ресурсов в связи с зависимостью от зарубежных поставщиков энергоресурсов (предыдущая концепция НАТО датируется 1999 г.).

Вступил в силу Договор СНВ-3 (положения Договора рассмотрим во втором сообщении).
Появилась проблема, делающая использование БР в обычном оснащении при быстром глобальном ударе весьма проблематичным. Договор СНВ-3 ограничивает общее число развернутых БР и не делает различия между ядерным их оснащением или обычным. Оснащение БР наземного и морского базирования обычными боеголовками США могут осуществить только за счет соответствующего сокращения количества развернутых ракет в ядерном оснащении. Такой подход не устроил военно-политическое руководство США, а Россия не пошла навстречу Штатам.

В феврале 2011 года Президент США Б.Обама проинформировал Сенат о том, что следующей целью администрации будет начало переговоров с РФ по ограничениям запасов ТЯО.

В конце 2012 года в СМИ была распространена информация о проведении американскими военными компьютерной игры (КШУ) по отработке навыков нанесения массированных ударов высокоточными обычными вооружениями по вымышленной стране для причинения ей неприемлемого ущерба и принуждения к принятию политических условий, диктуемых США. Целью этих учений была отработка концепции так называемого быстрого глобального удара, согласно которой предполагается поражение важнейших военных, политических и экономических объектов противника с использованием существующих и перспективных образцов высокоточного оружия. Предполагалось, что в результате таких действий страна-жертва лишится возможности нанесения ответного удара агрессору, а разрушение ключевых объектов ее экономики приведет к коллапсу всей государственной системы. Указывалось, что поставленная цель в ходе КШУ была достигнута. Разбор учений показал, что в результате удара по достаточно крупной и высокоразвитой стране с расходом 3500–4000 единиц обычного высокоточного оружия в течение шести часов она понесет неприемлемое разрушение инфраструктуры и лишится способности сопротивляться.

Данная «утечка» информации не является случайной и несанкционированной. США недвусмысленно показала всему миру, что появляется качественно новый вид стратегического оружия, которое позволяет решать задачи, ранее возлагавшиеся исключительно на ядерные силы. Фактически американцы предприняли попытку реализовать концепцию «бесконтактной войны». На качественно новом техническом уровне они стремятся сделать то, что не удалось совершить в XX веке: только воздушными ударами достигнуть политических целей в крупном военном конфликте.

3 мая 2012 года начальник ГШ РФ Н.Макаров отметил: «Учитывая дестабилизирующий характер американской системы ПРО, т.е. создание иллюзии возможности нанесения массированного поражающего удара с полной безнаказанностью, может быть принято решение об упреждающем развертывании ударного вооружения РФ, если ситуация станет угрожающей».

В 2012 году на докладе в Конгрессе США говорилось: «…Речь идет о планирующихся реформах в ВС РФ и масштабном перевооружении… О планах разработки и поставки вооружения до 2020 года в основном в интересах СЯС». Экспертами был сделан вывод о том, что после 2020 года в случае войны [с Россией], она нанесет США неприемлемый ущерб даже если в войну не вступит КНР.

Учения ВС РФ в феврале 2013 года стали самыми масштабными за 20 лет и продемонстрировали рост уровня боеготовности СЯС, частей 12 ГУ МО (при транспортировании и работах с ЯО). Американцы не ожидали этого и были ошеломлены масштабами перевозки ЯБП и уровнем подготовки личного состава. Командующий РВСН Н.Соловцев отмечал: «Уровень боевой готовности ракет не менее 96%. Пуск возможен через несколько десятков секунд…» Эксперты уточнили, что готовность мобильных комплексов МБР несколько ниже.

8 марта 2013 года в СМИ США снова упоминается о концепции быстрого глобального удара: «…С окончанием развертывания сил и получения доклада об уничтожении РПКСН и АПЛ РФ в море авиация и надводные корабли переводятся в полную готовность. Начинается этап нанесения ракетного удара, в котором только с морских носителей производится пуск 3504 крылатых ракет по стратегическим целям на территории РФ. Ожидаемая успешность пусков составляет 90%».

Продолжение следует

Подготовил: Актер

#военноедело #военнаястратегия #США #Россия #ядерноеоружие

Метки

ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС ДЛЯ ВОПРОСОВ РУКОВОДСТВУ РОВС
pereklichkavopros@gmail.com

НАШ БАННЕР

Перекличка

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

РОВС

Иванов-Лискин

Страница И.Б. Иванова




Наши Вести

Союз Дроздовцев

ЛГКГП

ПравБрат



Помощь блогеру


Разработано LiveJournal.com