?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая страница | Следующая страица

КАКИМ Я ЗНАЛ РЕДАКТОРА «ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ» (АРХИМАНДРИТА КОНСТАНТИНА)

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй нас» промолвил я, стучась в дверь. “Аминь” раздалось из келии, в которую я затем вошёл. За столом около окна сидел архимандрит Константин (Зайцев). Повернувшись ко мне, он прервал чтение одного из многочисленных журналов, находившихся стопкой перед ним на столе, и начал пристально меня рассматривать. Я ему передал рекомендательное письмо от Преосвященного Владыки Серафима (Иванова). Он внимательно стал его читать, а я занялся рассматриванием его келии. Фактически - нечего было рассматривать. Стол перед окном, с правой стороны кровать, над которой было несколько икон, с левой стороны к стене была прибита полка, на которой было несколько книг, и за занавеской висела одежда. Вот и всё, что было в келии. Да, ещё на полке рядом с книгами была коробка, на которую я тогда не обратил внимания.

Отец Архимандрит внимательно прочел письмо и затем сказал мне – «я должен еще окончить разбор газет и журналов, после чего я займусь тобой – приходи через час».

Ровно через час я опять стучал в дверь к о. Константину. Неторопливо он взял с полки Святое Писание и молитвенник и сказал мне: «пойдем!».

Спустившись со второго этажа, на котором была его келия, по дорожке молча, он повел меня к храму. Войдя в церковь, он перекрестился и начал подходить по очереди к иконам и святыням на аналоях, вдоль стен. Я старался во всем ему подражать. Окончивши прикладывание, он сел на скамеечку и указал мне место рядом с собой. «Что ты только что делал?» спросил он меня. «Как что?» ответил я – молился перед иконами Спасителю, Божией Матери и Святым о себе и о родных, наставниках чтобы всем было дано здоровье и защита от зла. «И это все?» спросил о. Константин. Я недоуменно на него смотрел, не зная, что сказать. Отец Константин смотря на меня, ласково сказал «как я вижу тебя нужно учить молиться с азов». Услышав такие слова, у меня разгорелась гордыня, и я подумал: «о чем он говорит? Я орарный иподиакон много лет прислуживал Архиереям, учил Закон Божий, а тут вдруг я не знаю, как молиться? Отец Константин внимательно смотрел на мое лицо и, как будто бы читая мои мысли, опять спросил – «к примеру, ты встречаешь друга, что ты ему говоришь?» «Как что?» – «доброе утро или день или здравствуй, или как поживаешь! ответил я. «А когда ты жил с семьей, то, что ты говорил родным утром? «Доброе утро!» ответил я. «Ага!» сказал о. Константин – «вот мы уже подходим ближе к главному.

«Придя в храм к иконам, ты от гордости думаешь только о своем «я» и «я». «Нужно научиться смотреть на все происходящее вокруг нас и думать иначе, чем ты делал раньше – здесь в монастыре все составляют большую семью. Встречая духовных лиц, ты просишь у них благословения и здороваешься. Господь, Пресвятая Богородица и Святые они также невидимо с нами насельниками. Приходя в храм, ты видишь их изображения и так же утром ты с ними должен здороваться, а не первым делом спрашивать «дай мне то», «дай мне это». Апостолы и первые христиане жили на Святой Земле, Ближнем Востоке и там люди приветствовали друг друга поцелуем как это прекрасно указано в Послании к римлянам. Апостол Павел в поручении сказал приветствовать друг друга целованием (Рим. 16, 1-16). Этот пример перешел к нам. Так вот пойдем опять по церкви и на этот раз, поздоровайся со Святыми, которые здесь с нами». Я прикладывался к Святыням на этот раз уже с иным чувством, чем это делал прежде. Среди святынь как помню, были частицы мощей Преп. Серафима Саровского, Св. Великомученицы Варвары и Георгия Победоносца.

После этого усевшись опять на скамеечку о. Константин сказал - «вот ты поздоровался с Господом, Его Пречистой Матерью и Святыми а, теперь не торопясь, можешь обращаться к ним с просьбами». «А вечером, когда придешь в храм перед сном, то ты попрощайся с ними, ибо не знаешь, увидишь ли их на следующий день – ибо мы должны всегда помнить что каждый день для нас может быть последним. А пока вот тебе имена трех святых. Читай их жития и расскажешь мне через два дня, в чем они отличаются друг от друга и чему мы должны у них учиться».

В семинарии я прослушал курс лекций о. Константина «Пастырское Богословие» и должен сказать, что мало духовных лиц при исповеди замечают то, на что обращал он внимание. Для него соблюдение постов, десяти заповедей и другого принималось как нормальное для православного христианина. Главным образом он обращал внимание на устремление мыслей, душевных переживаний и на духовное усовершенствование верующего. Так, например он спрашивал, какие книги читаются и чему из них следует научиться. Он советовал, какие книги нужно читать, как искать в них главное чему в них учиться и на что обращать внимание. Он учил на исповеди как искать в каждом человеке добрые качества и как прощать обиды.

Через несколько дней о. Константин опять повел меня в церковь. Опять после прикладывания к святыням мы сели на скамеечку он меня спросил: «ты Георгий подходишь ко мне и другим отцам за благословением и просьбой молитв о тебе, а ты сам молишься ли Господу за тех, у кого просишь благословения и молитвы за себя?». «Ведь и за своих духовных отцов нужно молиться! Также как ты, так и они тоже нуждаются в молитвах за них».

«Ну, вот теперь ты знаешь, что делать и как вести себя здесь в верхнем храме. Пойдем в нижний». «В этом храме живет наша Русь. Не Русь Зарубежная, но та, которая ушла из России и пока спит, чтобы потом вернуться к себе домой, когда не будут там свирепствовать советские звери. Эта Православная Русь с нами, в нашем монастыре, она живет в каждом из нас – это наша Святая Русская Поместная Церковь. Мы живем с ней, а она с нами, где бы мы ни оказались в мире. Вот приложись к образу, в котором частица мощей Преподобного чудотворца Иова, игумена Почаевского. Он прославился подвижнической жизнью и участвовал в защите Православия от унии с Римом. Вот подойдем к этой раке, в ней вложены 80 частиц свв. мощей Угодников Божиих из пещер Киевской Лавры. Здесь основоположники русского монашества и строители России: Преп. Летописец Нестор, иконописец Алипий, Св. Кн. Никола (Святослав), Преп. Илья-Муромец, Феодосий архиеп. Черниговский и многие другие. Смотри на иконы и святыни разве ты не чувствуешь здесь присутствие этих угодников Божиих? Здесь не только присутствует Святая Русь, но Вселенское Православие, здесь много частиц мощей с Афона, Св. Земли, Константинополя и других мест. Поэтому здесь в монастыре все, что нужно для спасения души и возможности послужить Господу. Никуда не нужно ехать в поисках правды, ибо она здесь. Нужно научиться ее видеть и понимать! (Отец Константин только один раз уезжал из монастыря, и это произошло по распоряжению Синода для его присутствия на собрании духовенства в Нью-Йорке.)

Отец Константин тщательно соблюдал обеты монашества: послушания и безгрешности. Будучи редактором, с 1950 г. журнала «Православная Русь», он получал большое количество почты, среди которой были конверты с пожертвованиями. Деньгами он совершенно не интересовался, не считая, кладя их в коробку на полке. Бывало, к нему приходили семинаристы с просьбой: «Отец Константин я хотел бы поехать повидать родителей! Нет денег у меня на билет, можете мне, пожалуйста, помочь?» Ответ о. Константина был всегда одинаков «Возьми, сколько нужно из коробки на полке!» Насельники монастыря привыкли видеть свет в окне о. Константина до полу ночи и бывало еще позже, когда он читал прессу и готовил статьи. Как он говорил, в позднее время никто не отрывает его от работы. Отец Константин серьезно относился к обязанностям воспитателя будущих священнослужителей, стараясь на лекциях не только познакомить семинаристов с Православием, но жить в нем и быть благодарным Спасителю за возможность быть с Ним. Многие паломники, читатели Журнала «Святая Русь» стремились встретиться и поговорить с отцом Константином. Он им открывал бывшие для них русские духовные и культурные скрытые сокровищницы: новая литература, для чтения, которая столетиями копила опыт знания жизни, нежели та которой они увлекались, и которую им рекомендовали в школах и университетах для чтения. Он рекомендовал им читать: классические творения религиозных гениев – Святого Василия Великого о творении земли, Лествицу Св. Иоанна игумена Синайской горы, Иоанна Златоуста, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Тихона Затворника, И. Концевича - Оптина Пустынь и ее время и многих других. По русской истории он рекомендовал им читать книги, изданные в издательствах РПЦЗ.

Что же так притягивало людей к отцу Константину? Он был одним из исключительных людей на земле обладавших способностью, что для него раздвигались границы, пространства и время, и ему Спаситель дал видеть прошлое и будущее, также как и настоящее. Знания прошлого он черпал из чтения творений Святых Отцов, а настоящее из получаемых со всего мира им многочисленных на разных языках журналов и газет.

Перед тем как я приехал в монастырь во время купания в лагерном озере я потерял свой крестик. Я сказал об этом, о. Константину, а также что мать дала мне деньги для покупки золотого крестика. Но о. Константин сказал «золотой крестик это показывает гордость и самолюбие, любой крестик свят для верующего – возьми вот и носи деревянный крестик, и он тебя будет защищать от зла, напоминая Спасителя».

Г.М. Солдатов

#РОВС #историяРоссии #БелаяЭмиграция #Православие #РПЦЗ

Метки

ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС ДЛЯ ВОПРОСОВ РУКОВОДСТВУ РОВС
pereklichkavopros@gmail.com

НАШ БАННЕР

Перекличка

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

РОВС

Иванов-Лискин

Страница И.Б. Иванова




Наши Вести

Союз Дроздовцев

ЛГКГП

ПравБрат



Помощь блогеру


Разработано LiveJournal.com